В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые
в половине одиннадцатого века, как "Одигитрия"
- "Путеводительница".
Пришла с греческой царевной Анной, дочерью Византийского
императора (Константина-Мономаха), выданной за великого
князя Всеволода Ярославича (в 1046 г.) и стала именоваться
у нас "Смоленской".
Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой
Своей иконе - Владимирской, пришла Она из Киева на север.
После Смутного времени, как Феодоровская-Костромская,
благословила нам на царство отрока Михаила, а через три
столетия, после небывалых потрясений, вот уже 50 лет (написано
в 1976 г.) путеводит русское зарубежье как Курская - Коренная.
Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной
страной.
Любовь русского человека к иконе Той, Которая честнейшая
херувим и славнейшая серафим, и милость Самой Царицы Небесной
в земле нашей сделали то, что в России явлено более 468
наименований Ея Святых Икон.
Но сколько бы ни было у нас икон, и как бы ни были различны
их названия, происходящия, главным образом, от названий
мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось
сознание, что эти различные изображения есть изображение
всё Той же единой Матери Божией.
Грань между чудотворной и нечудотворной иконой не безусловная
и не принципиальная, а лишь фактическая.
В молитве на освящение иконы Божией Матери говорится:
"и даждь ей силу и крепость чудотворного действия"
(Требник).
Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально,
в данности благодатной, через освящение в ней заложенной,
чудотворна.
Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места
прикровеннаго присутствия Божественной силы становится
местом ея явления.
Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона
чудотворная от нечудотворной.
В чудотворных своих иконах Божия Матерь являет Свою близость
к нашему миру, с которым Она живёт одной жизнью и скорбит
его скорбями, - "во успении мира не оставила еси
Богородице".
* Есть основания считать первой в Киевской Руси иную
икону: тоже "Одигитрию", тоже приве-зенную Анной,
но другой и почти веком раньше.
Образ, известный нам как Зимненский (находится в Зимненском
Святогорском Свято-Успенском женском монастыре под Владимир-Волынским),
в 988 стал венчальной иконой святого равноапостольного
князя Владимира и его супруги - византийской княжны Анны.
|