Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 73 Страстная седмица 2008 г. >> Православная психология. Предназначение мужчины - 1

Православная психология. Предназначение мужчины - 1

Предназначение мужчины
Читайте также:

 

Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"

Предназначение мужчины очень высоко.
Но как же мало мужчин соответствуют этой высоте…
Чем можно это объяснить и чем помочь?

По учению Церкви, предназначение мужчины состоит в соработничестве Богу, в достижении богоподобия и подражания Христу.
Это предполагает умение различать добро и зло, деятельно стремится к достижению добра и решительно противостоять проявлению зла в мире.
Иначе говоря, мужчина должен быть целеустремленным, активным и смелым.
А кроме того, мужчина должен быть способен к жертвенной любви, подвигу смиренного принятия жизненного креста и совершению терпеливого труда ("в поте лица твоего…") ради своих ближних.

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.14, 13).

Это означает, что мужчина должен быть великодушным, волевым и выносливым человеком, способным жить по совести, в соответствии с заповедями Божиими, поставить духовные цели выше земных задач и исполнить свой священный долг по защите Отечества, семьи и достоинства человека. Все перечисленные нравственные качества делают мужчину по-настоящему мужественным, соответствующим первоначальному замыслу Божию.
Однако не сразу и не вдруг формируются в душе мужчины желаемые свойства.
На своем жизненном пути он проходит несколько стадий, которые должны готовить к будущему высокому служению.
Но вот беда, в силу греховной поврежденности человека, каждая из этих стадий может внести весьма сильные искажения.

Каковы же эти стадии?

Прежде всего, заглянем в ранее детство…
Как известно, по статистике мальчиков рождается всегда на несколько процентов больше, чем девочек. Но мальчишеский организм на первом этапе жизни столь хрупок и раним, что он больше под-вержен различным травмам и заболеваниям.

Любая мама, вырастившая сына, я думаю, согласится с тем, что мальчики более чутко спят, более капризны и разборчивы в еде, более пугливы, насторожены и потому более привязаны к матери, у кото-рой они ищут защиты и покровительства.

Парадоксально, но факт - мужская природа несет в себе изначальную утонченность, ранимость, повышенную возбуди-мость и нестабильность, т.е. такие качества, которые могут быть названы призна-ками "слабости". А затем в последующие годы на их основе должны сформироваться характерные черты настоящего мужчины, позволяющие его отнести к сильному полу.

Ощущая в себе некоторую природную слабость, мальчишки субъективно воспринимают её как трусость, малодушие. Самое страшное в детстве - получить прозвище "маменькина сынка", не сумевшего пересилить свой страх.

Именно поэтому всеми силами мальчишки стараются себя испытать - "а достаточно ли я храбрый?" Именно для этого они лазают через высокие заборы, без разрешения, уходят далеко от дома, пробуют остаться в кромешной темноте, совершить заплыв в реке или пруду "на дальность".
Лидером в мальчишеской компании становится "самый-самый…", тот парень, который у всех на глазах продемонстрировал невероятную храбрость и силу.

Правда, ощутив свое превосходство над другими за счет преодоления собственного страха, маленький герой может стать впоследствии отчаянным хулиганом и возмутителем спокойствия родителей, соседей, школьных учителей и участковых милиционеров.
Если обостренная склонность к самоутверждению в детские годы соединится с агрессивностью, лихачеством и бравадой, возникает прямая опасность для мальчиков оказаться вовлеченным в дурную кампанию, где легко формируются различные социальные пороки.

Вот поэтому в детские годы чрезвычайно важно создать в семье и школе подходящие условия для развития мужественности.

Протоиерей о. Борис Ничипоров пи-сал в своей книге "Времена и сроки", что в детские года чрезвычайно важно научить мальчика соблюдать дисциплину, быть послушным, ответственным и способным к дружелюбному отношению к сверстникам.
Для воспитания этих качеств большое значение имеет пример поведения зрелого мужчины: отца, священника, педагога-наставника, старшего друга, исторического или литературного персонажа. Недаром до революции мальчиков чаще всего держали в строгости: отдавали на воспитание в монастырь, в военное или ремесленное училище.
С малых лет у мальчиков воспитывались патриотизм, трудолюбие, братство по отношению к товарищам и готовность оказать им поддержку. В наши дни развитию этих качеств помогает также и занятие спортом.

На этапе юношеского возраста формирующийся мужчина соприкасается с новыми жизненными задачами.
В этот период молодой человек начинает открываться для мира и его очень многое привлекает и увлекает.
Природная утонченность мужской натуры делают юношей восприимчивыми ко всему новому, необычному, оригинальному и рискованному.
В юности молодые люди становятся мечтательными, склонными к идеализации, романтике и приключениям. Отличительная чер-та этого периода жизни - склонность к максимализму. Молодые люди стремятся выявить свой личностный и творческий потенциал ("чего я стою?"), притязая сразу на многое, на самый высший уровень достижений. Максимализм установок, а так-же идеализация представлений о себе и людях в сочетании с жизненной неопытно-стью, делает юношей чрезвычайно непостоянными. Они постоянно душой тянутся к высшему большему, не делаю подчас самого простого и необходимого. На этой стадии молодые люди изо всех сил хотят понравиться окружающим, хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле. "Идеальное Я" и "реальное Я" в сознании мо-лодых людей постоянно конфликтуют друг с другом, вводя юную душу то в со-стояние бравады, то в состояние страха и неуверенности в себе.


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 45