Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 76 июнь 2008 г. >> 29 июня - День всех Святых, в земле Российской просиявших

29 июня - День всех Святых, в земле Российской просиявших

Церковь Всех Святых в земле русской просиявших в Святогорской Лавре
Читайте также:

Якоже плод красный твоего спасительнаго сеяния,
земля Российская приносит Ти, Господи,
вся святыя, в той просиявшия.
Тех молитвами в мире глубоце
церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

(Тропарь праздника)

Прп. Силуан АфонскийМногим кажется, что святые от нас далеки.
Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
На небесах всё живётся и движется Духом Святым.
Но и на земле - тот же Дух Святой.
Он живёт в нашей Церкви;
Он живёт в таинствах;
Он - в Священном Писании;
Он - в душах верующих.
Дух Святой всех соединяет, и потому Святые нам близки;
и когда мы молимся им, то в Духе Святом они слышат наши молитвы, и наши души чувствуют, что они молятся за нас.

Прп. Силуан Афонский


В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделял черты святости, которые ближе к его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы.
Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших:
людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплалась с самыми решающими событиями нашей истории,
людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.

В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.

Митрополит Сурожский АнтонийПервая - бесконечное терпение Господне.
Святой апостол Пётр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждёт, потому что Он любит, а любовь всему верит, на всё надеется, всего ожидает и никогда не перестаёт.
И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, - потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, - это терпение Господне находит своё выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отворачиваясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готов-ностью, как говорит апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.

Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности.
Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть - лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость.
И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.

Но явление Божие во Христе - иное; выдумать Его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить; Бога, Который делается униженным, побеждённым; Бога, Которого народ окружает насмешками и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним…
Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он даёт пример, чтобы мы были таковы, каков Он был.

…И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.

Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода - не забывая и юродивых.
Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям.

И это - одна из радостей нашей трагической и часто тёмной и страшной истории: что во все её эпохи - были ли они светлые или мрачные - красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там преизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.

Наши святые - нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни?
Не ищем ли мы обеспеченности - а не уязвимости, силы - а не поражённости, славы - а не унижения? Является ли наша жизнь во всех - или, хотя бы, в основных - её проявлениях любовью, воплощённой в человеке?
Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушаемое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой апостол Павел нам говорил?

 

Из проповеди митрополита Сурожского Антония, произнесённой им 2 июля 1967 г.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 16