|
|
На живописном
берегу р. Северского Донца, среди меловых гор, покрытых густым
лесом, расположилась древняя иноческая обитель - Святогорская
Свято-Успенская Лавра.
Около 860 г. в здешних краях, которые в ту пору входили в
состав Хазарского каганата, утвердили и восстановили Святую
православную веру равноапостольные
братья свв. Кирилл и Мефодий. |
Первые заметки о Святогорском монастыре появляются в Московских
летописях в XVI в.: он упоминается в качестве сторожевого поста
Российского государства, т.к. в то время обитель была самым южным
русским монастырем в татарской степи, находящимся за чертою, т.е.
за границею.
Основанная в меловой скале, обитель знала расцветы и падения, поддержку
государей и опалу.
К концу 19-го столетия это был один из известнейших монастырей,
славящийся своими старцами, странноприимничеством, длительными богослужениями,
неустанными трудами по строительству новых храмов, скитов.
Обитель процветала как внешне, так и внутренне, духовно.
К ней, как к благодатному месту и источнику живой воды, стекались
тысячи паломников из всех уголков тогдашней Царской России. Цветущее
внешнее благосостояние было основой для обширной благотворительной
деятельности, которая распростиралась как на паломников-богомольцев,
так и на жителей окрестных селений.
Революция 1917 года и приход новой безбожной власти коренным образом
изменили дальнейшую жизнь Святогорского монастыря, разграбление
которого началось с 1918 г. Все имущество было описано и изъято,
кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением
и убийством монастырской братии.
В короткий срок все насельники были выселены за пределы монастыря,
и в 1922 г. советской властью Святогорская пустынь была закрыта,
а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса.
Дальнейшее поругание обители проявилось даже в переименовании: Святые
Горы были названы Красными.
В 1927 г. как символ победы и господства революции воздвигнут памятник
Артему.
Возвышавшийся на соседней горе двухэтажный храм Преображения Господня
уже был к этому времени взорван.
Пришли в запустение и варварски разобраны храмы в Ахтырском, Арсеньевском
и Спасовом скитах.
В годы Великой Отечественной войны обитель подверглась еще большему
разрушению.
В 1942 г. с разрешения немецких властей, на территории которых находился
монастырь, на короткий период обитель была вновь открыта в качестве
прихода, но просуществовала недолго.
В 1947 г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах
уничтожены все монастырские кладбища.
После войны в 1950-х годах главная святыня обители, Успенский соборный
храм, в краткие сроки перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь
Рождества Богородицы - под столовую санатория Артема.
...Однако прошло 70 лет разрухи, и в 1992 г. исполнились пророчества
многих Святогорских старцев, которые были свидетелями закрытия обители:
монастырь был восстановлен.
После открытия монастыря в 1992 братия стала хлопотать о причислении
к лику святых святогорских подвижников разных веков, в том числе
и тех монахов, которые приняли мученическую смерть в обители в первые
годы советской власти.
Исполняя послушание, отправились в архивы СБУ и обнаружили там документы,
в которых содержалось подробное описание издевательств, пыток, убийств
братии.
Было зафиксировано, как красноармейцы заставляли иеромонахов пить
чернила и уксус, курить, сидя на Святом Престоле, кого с какой стороны
били сапогом в голову, в живот…
Не станем судить судом человеческим этих несчастных, лишённых разума.
И вот сделан первый шаг.
С 12 июля православные верующие могут молиться новым Святогорским
святым.
Канонизированы сразу 16 подвижников, жизнь которых была связана
со Святогорской Лаврой в 17-20 веках..
11-12 июля в Свято-Успенской Святогорской Лавре был совершен чин
прославления Собора преподобных отцов, в Святых Горах на Донце
подвизавшихся.
Для
участия в торжествах канонизации приехали семнадцать архиереев во
главе с Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.
Первым, ещё в 1995 году, Священный Синод УПЦ канонизировал для местного
почитания в лике преподобных знаменитого подвижника благочестия
Святогорского затворника Иоанна (Крюкова, 1867).
Как сообщил пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий
Гуляев, "среди 16 новопрославленных подвижников, есть люди,
которые окончили свой земной путь в Святогорске, а есть те, у которых
лишь часть жизни была связана со Святыми Горами. Канонизировали
этих людей, как "святогорских", так как они ассоциируются
с определенным местом, где проходила их земная жизнь".
Вот их имена:
- Святитель Иларион, епископ Крутицкий
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Фаддей (Кокуйлович)
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Рафаил (Мокренский)
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Арсений (Митрофанов)
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Герман (Клица)
- Архимандрит Софроний (Смирнов)
- Начальник скита Святогорской пустыни иеросхимонах Лонгин (Грифцов)
- Первый духовник возобновленной Святогорской пустыни иеромонах
Феодосий
- Духовник Святогорской пустыни иеромонах Киприан (Манько)
- Духовник Святогорской пустыни иеромонах Иоанникий (Аверкиев)
- Подвижник и прозорливец Святогорской пустыни иеромонах Исаакий
(Головин)
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Иоиль (Озерянский)
- Настоятель Святогорской пустыни архимандрит Трифон
- Настоятель Святогорской пустыни схиархимандрит Михаил (Галушко)
- Игумен Иоанн (Стрельцов)
- Христа ради юродивый монах Феофил (Шаронин)
Уже обретены мощи семерых из шестнадцати новопрославленных святых.
Они будут храниться в Святогорской Лавре.
Очень
сложно было искать изображения подвижников. Поднимались архивы.
В итоге были найдены все 16 портретов, по которым святогорский
иконописец иеродиакон Мартирий написал икону.
Память Собора Святогорских святых принято отмечать ежегодно
24 сентября.
|