Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 79 ноябрь-декабрь 2008 г. >> 1 ноября - память схиархиепископа Антония (Абашидзе)

1 ноября - память схиархиепископа Антония (Абашидзе)

Схиахиепископ Антоний (Абашидзе) Киевские подвижники благочестия

Схиархиепископ Антоний (Абашидзе)

Память - 19 октября / 1 ноября

Будущий архипастырь, в миру князь Давид Ильич Абашидзе, родился 1 октября 1857 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии. После окончания Тифлисской гимназии Давид продолжил обучение на юридическом факультете Императорского Новороссийского университета.
В 1892 г. окончив его с отличием, поступил в Киевскую Духовную академию.

В стенах Киево-Печерской Лавры он принял иноческий постриг.
Монашеское имя получил в честь святителя Димитрия Ростовского.

По окончании академии в 1896 г. он был удостоен звания кандидата богословия и посвящен в сан иеромонаха, в этом же году был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. Среди его воспитанников оказался Иосиф Джугашвили (позднее - Сталин).

В 1897 г. отца Димитрия назначили инспектором Кутаисской духовной семинарии, а через год, в этой же должности, он возвратился в Тифлисскую духовную семинарию.
Здесь он попытался возобновить доверительные отношения с Джугашвили.
Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен, казалось, его гложет какая-то тайная тоска, о причинах которой он наотрез отказывался рассказывать своему наставнику.
Несколько раз Иосифа уличали в нарушении семинарской дисциплины, посещении революционных сборищ и хранении неле-гальной литературы. В мае 1899 г. Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии.
Отец Димитрий пытался вразумить его, не раз встречался с Иосифом, писал ему письма.
Но бывший семинарист всё теснее связывался с революционным подпольем.
А отец Димитрий начал устно и в печати выступать с пламенными проповедями, обличающими революционное безумие.
В 1900 г. отец Димитрий был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии.
Будучи ректором, он не боялся посещать распо-ложенный неподалеку лепрозорий и причащать прокажённых.

23 апреля 1902 г. состоялась его хиротония во епископа Алавердского, викария Грузинского Экзархата.
В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал свою готовность к жертвенному служению на ниве Христовой в грозные времена надвигающейся на Отечество смуты:
"Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения, без страданий - нет радостей…".

Впоследствии владыка очень часто говорил:
"Епископская власть дана мне для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать".

В 1906 г. епископ Димитрий получает назначение в находившуюся тогда в катастрофическом положении Ташкентскую и Туркестанскую епархию.
В то время Туркестанская епархия считалась самой дальней и самой бедной в Русской Церкви: приходы были разбросаны по огромной территории, священников не хватало.

Епископ Димитрий решается писать лично императору Николаю II, прося его о помощи в восстановлении церковной жизни в Туркестане. За шесть лет служения Преосвященного Димитрия в Туркестанском крае число храмов увеличилось более чем вдвое, было завершено строительство Софийского кафедрального собора в Верном (Алма-Ата), который по красоте сравнивали с Покровским собором (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Владыка Димитрий завоевал симпатии во всех слоях общества.
В годы Первой мировой войны владыка Димитрий три года в качестве корабельного ие-ромонаха служил на линкоре "Мария" (на флот тогда брали только монашествующее духовенство, так как опасность была большей, чем на суше, и в случае гибели не страдала семья простого судового священника).
За проявленное при этом мужество он получил редкую награду: панагию на Георгиевской ленте.

В 1915 г. владыка Димитрий был возведен в сан архиепископа.

На Поместном Соборе 1917-1918 гг. он твердо отстаивал идею восстановления Патриаршества, взял на себя переговоры с большевиками и сумел добиться от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Поместного Собора.

В конце 1918 г. архиепископ Димитрий возвратился в Таврическую епархию.
В Крыму бушевала гражданская война, полуостров переходил из рук в руки. Когда в Крым
вошли войска барона Врангеля, владыка Димитрий был избран председателем Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России, окормлявшего паству на территориях, еще контролировавшихся белым движением.
Он пытается выступить миротворцем между противо-борствующими станами: летом 1920 г. по его почину в Крыму объявляются "дни покаяния", к участию в которых владыка надеялся привлечь и красноармейцев.

В это время Сталин был назначен представителем Совнаркома в командовании Юго-Западного фронта, развернутого против войск Врангеля. Владыка Димитрий пишет ему письма, умоляя отпустить брошенных большевиками в тюрьмы священнослужителей, и Ста-лин удовлетворяет его просьбы.

После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с его войсками ушли в эмиграцию, однако владыка Димитрий остался, он был готов принять венец мученичества за Христа.

Владыку Димитрия арестовали в архиерейском доме в Симферополе (1922 г.) и вынесли приговор: "расстрелять за контрреволюционную деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики".
Но приговор направили на утверждение Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением.
В тюрьме архипастырь томился около двух лет. Там он потерял зрение.

В 1925 г. он возвращается в Киево-Печерскую Лавру.
Там после его многодневной слезной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение.
В 1926 г. он принял схиму с именем Антоний, в честь основателя русского монашества.
Находясь в Лавре, схиархиепископ Антоний пишет послание с обличениями обновленчества и "григорианского" раскола.
После закрытия Лавры, с 1929 г., владыка Антоний был вынужден жить у своих духовных чад в Киеве.
По свидетельству очевидцев, к прозорливому старцу тайно приезжали духовные дети, он предупреждал их об опасностях, утешал, поддерживал унывающих, по его молитвам совершались многочисленные исцеления больных.
Началась война. И владыка решился на смелый шаг: он обратился к Сталину с предупреж-дением, что война будет проиграна, если в стране не будут возобновлены Богослужения.

В сентябре в город вошли немцы, они разрешили открыть церкви и монастыри.
И уже 27 сентября 1941 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, монахи во главе с владыкой Антонием вернулись в Лавру.
Епископу было тогда 84 года, но, несмотря на возраст, он возглавлял Лавру до самой своей смерти.
Он занял маленький домик бывшего настоятеля Ближних пещер.
В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка.
Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий. В 1942 г. в день своего Ангела он в последний раз принимал участие в богослужении в Великой церкви.

Старец-схиархиепископ Антоний мирно отошел ко Господу в конце 1942 г. и был погребен близ места своих подвигов, слева от входа в Ближние пещеры.
Могила его сохранялась до шестидесятых годов и была местом поклонения верующих.
В годы хрущевских гонений на Церковь могилу сравняли с землей и залили асфальтом, однако через тридцать лет место погребения владыки Антония было восстановлено.




Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 241