Киевские подвижники благочестия
Схиархиепископ Антоний (Абашидзе)
Память - 19 октября / 1 ноября
Будущий архипастырь, в миру князь Давид Ильич Абашидзе, родился
1 октября 1857 г. в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской
губернии. После окончания Тифлисской гимназии Давид продолжил
обучение на юридическом факультете Императорского Новороссийского
университета.
В 1892 г. окончив его с отличием, поступил в Киевскую Духовную
академию.
В стенах Киево-Печерской Лавры он принял иноческий постриг.
Монашеское имя получил в честь святителя Димитрия Ростовского.
По окончании академии в 1896 г. он был удостоен звания кандидата
богословия и посвящен в сан иеромонаха, в этом же году был назначен
преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию.
Среди его воспитанников оказался Иосиф Джугашвили (позднее -
Сталин).
В 1897 г. отца Димитрия назначили инспектором Кутаисской духовной
семинарии, а через год, в этой же должности, он возвратился
в Тифлисскую духовную семинарию.
Здесь он попытался возобновить доверительные отношения с Джугашвили.
Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен, казалось, его
гложет какая-то тайная тоска, о причинах которой он наотрез
отказывался рассказывать своему наставнику.
Несколько раз Иосифа уличали в нарушении семинарской дисциплины,
посещении революционных сборищ и хранении неле-гальной литературы.
В мае 1899 г. Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии.
Отец Димитрий пытался вразумить его, не раз встречался с Иосифом,
писал ему письма.
Но бывший семинарист всё теснее связывался с революционным подпольем.
А отец Димитрий начал устно и в печати выступать с пламенными
проповедями, обличающими революционное безумие.
В 1900 г. отец Димитрий был возведен в сан архимандрита и назначен
ректором Александровской Ардонской духовной семинарии.
Будучи ректором, он не боялся посещать распо-ложенный неподалеку
лепрозорий и причащать прокажённых.
23 апреля 1902 г. состоялась его хиротония во епископа Алавердского,
викария Грузинского Экзархата.
В речи при наречении в святительский сан он засвидетельствовал
свою готовность к жертвенному служению на ниве Христовой в грозные
времена надвигающейся на Отечество смуты:
"Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к
Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее
мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения, без страданий -
нет радостей…".
Впоследствии владыка очень часто говорил:
"Епископская власть дана мне для того, чтобы наказывать,
а чтобы прощать".
В 1906 г. епископ Димитрий получает назначение в находившуюся
тогда в катастрофическом положении Ташкентскую и Туркестанскую
епархию.
В то время Туркестанская епархия считалась самой дальней и самой
бедной в Русской Церкви: приходы были разбросаны по огромной
территории, священников не хватало.
Епископ Димитрий решается писать лично императору Николаю II,
прося его о помощи в восстановлении церковной жизни в Туркестане.
За шесть лет служения Преосвященного Димитрия в Туркестанском
крае число храмов увеличилось более чем вдвое, было завершено
строительство Софийского кафедрального собора в Верном (Алма-Ата),
который по красоте сравнивали с Покровским собором (храм Василия
Блаженного) на Красной площади в Москве.
Владыка Димитрий завоевал симпатии во всех слоях общества.
В годы Первой мировой войны владыка Димитрий три года в качестве
корабельного ие-ромонаха служил на линкоре "Мария"
(на флот тогда брали только монашествующее духовенство, так
как опасность была большей, чем на суше, и в случае гибели не
страдала семья простого судового священника).
За проявленное при этом мужество он получил редкую награду:
панагию на Георгиевской ленте.
В 1915 г. владыка Димитрий был возведен в сан архиепископа.
На Поместном Соборе 1917-1918 гг. он твердо отстаивал идею восстановления
Патриаршества, взял на себя переговоры с большевиками и сумел
добиться от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить
работу Поместного Собора.
В конце 1918 г. архиепископ Димитрий возвратился в Таврическую
епархию.
В Крыму бушевала гражданская война, полуостров переходил из
рук в руки. Когда в Крым
вошли войска барона Врангеля, владыка Димитрий был избран председателем
Временного Высшего Церковного Управления юго-востока России,
окормлявшего паству на территориях, еще контролировавшихся белым
движением.
Он пытается выступить миротворцем между противо-борствующими
станами: летом 1920 г. по его почину в Крыму объявляются "дни
покаяния", к участию в которых владыка надеялся привлечь
и красноармейцев.
В это время Сталин был назначен представителем Совнаркома в
командовании Юго-Западного фронта, развернутого против войск
Врангеля. Владыка Димитрий пишет ему письма, умоляя отпустить
брошенных большевиками в тюрьмы священнослужителей, и Ста-лин
удовлетворяет его просьбы.
После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства
вместе с его войсками ушли в эмиграцию, однако владыка Димитрий
остался, он был готов принять венец мученичества за Христа.
Владыку Димитрия арестовали в архиерейском доме в Симферополе
(1922 г.) и вынесли приговор: "расстрелять за контрреволюционную
деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики".
Но приговор направили на утверждение Сталину, и тот заменил
казнь тюремным заключением.
В тюрьме архипастырь томился около двух лет. Там он потерял
зрение.
В 1925 г. он возвращается в Киево-Печерскую Лавру.
Там после его многодневной слезной молитвы у гробниц преподобных
отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему
зрение.
В 1926 г. он принял схиму с именем Антоний, в честь основателя
русского монашества.
Находясь в Лавре, схиархиепископ Антоний пишет послание с обличениями
обновленчества и "григорианского" раскола.
После закрытия Лавры, с 1929 г., владыка Антоний был вынужден
жить у своих духовных чад в Киеве.
По свидетельству очевидцев, к прозорливому старцу тайно приезжали
духовные дети, он предупреждал их об опасностях, утешал, поддерживал
унывающих, по его молитвам совершались многочисленные исцеления
больных.
Началась война. И владыка решился на смелый шаг: он обратился
к Сталину с предупреж-дением, что война будет проиграна, если
в стране не будут возобновлены Богослужения.
В сентябре в город вошли немцы, они разрешили открыть церкви
и монастыри.
И уже 27 сентября 1941 г., в праздник Воздвижения Креста Господня,
монахи во главе с владыкой Антонием вернулись в Лавру.
Епископу было тогда 84 года, но, несмотря на возраст, он возглавлял
Лавру до самой своей смерти.
Он занял маленький домик бывшего настоятеля Ближних пещер.
В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во
время советской власти церковка.
Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил
наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах
его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали
домик, и его секретарь иеромонах Димитрий. В 1942 г. в день
своего Ангела он в последний раз принимал участие в богослужении
в Великой церкви.
Старец-схиархиепископ Антоний мирно отошел ко Господу в конце
1942 г. и был погребен близ места своих подвигов, слева от входа
в Ближние пещеры.
Могила его сохранялась до шестидесятых годов и была местом поклонения
верующих.
В годы хрущевских гонений на Церковь могилу сравняли с землей
и залили асфальтом, однако через тридцать лет место погребения
владыки Антония было восстановлено.