|
|
Из сборника "Новые духовные беседы"
(гл.Х)
|
Как в видимом мире люди, проведшие жизнь среди испытаний и превратностей,
ни при наступлении голода не отчаиваются, что-де мир погибает и
уже никогда не будет благополучия, ни при возвращении изобилия,
что-де оно прекратится с наступлением голода, но всегда среди благополучия
готовы к лишениям, а среди лишений к благополучию, оставаясь всегда
одними и теми же, - так в духовном и невидимом мире и в жизни духовной
благодати наученные испытаниями и превратностями ни при встрече
с какими угодно притеснениями греха не отчаиваются, что-де впредь
они уже не сподобятся благодати, ни пребывая в покое и веселии духа
не надмеваются и не превозносятся, что-де никогда уже более не приблизятся
скорби, но всегда ровны, остаются всегда одинаковыми, из себя не
исступают, стоят на прочном основании, непоколебимы, имеют целью
совершенство и ожидают освобождения через Духа усыновлением
(Рим.8, 15), то есть надеются на всесовершенное искупление ветхого
человека.
Блаженные прошедшие страшные места тьмы, чудовищную ночь и тяжкие
и болезнетворные туманы греха, вступившие в успокоение и радость.
* * *
Как в видимом мире строитель исполняет некое дело, и медник и
серебряных дел мастер, кладя свои сосуды в огонь, исполняют дела,
и управитель дома тоже совершает некое дело - так и Божии люди
единственно к тому обращены, чтобы не говорить лишь и чтобы прославляли
их люди (Мф 6, 2), но чтобы их слово совершило какое-то дело:
они не просто ведут пустые и бесполезные речи, но служат душам,
отяжелевший и потонувший в злых помыслах ум озаряют и направляют
и обращают к добрым нравам и к благим обычаям и готовят к вхождению
в жизнь (1 Кор 15,33).
У зла много крепостей; главные из них - плотское желание и жадность,
и как человек противится сластолюбию в помышлениях, так и жадности;
бывает ведь, что вовне человек нищ и неимущ, внутренне же упивается
богатством и друг богатых, и если случится кто отнимет у него
имущество, то он отпадает.
Я же ищу нрав несребролюбивый, чтобы если и случится человеку
нечаянно стать богатым, он бы крайне неохотился, ненавидел богатство,
бежал от него как от огня.
Есть кроме этих и другие крепости, тщеславия и надмения; да сможем
мы сломить эти стены и преграды, да имеем в душе труждание, слезы,
алчбу, жажду.
|