Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"
Об этапах развития ребенка (3)
Второе детство (до 10-11 лет)
На данном этапе развития ребёнок выходит в сферу интеллектуального
познания окружающего мира и его практического освоения.
В этом возрасте ведущей формой деятельности ребёнка становится учение.
В структуре личности ребёнка начинает доминировать интеллект: стремление
мыслить, строить умозаключения и выводы.
Первоначально собственные суждения ребёнка целиком базируются на
усвоенных правилах и шаблонах, заимствованных от взрослых жизненном
опыте или информации.
Этот "социальный разум" детей младшего школьного возраста
превращает их в маленьких правдоискателей, стремящихся докапываться
до истины или первоисточника суждения.
Дети в этом возрасте очень подвержены влиянию авторитета,
поэтому у них присутствует желание соответствовать требованиям взрослого
человека, устанавливающего определённый порядок. Боязнь ослушаться,
стать нарушителем или виновником гнева авторитетного взрослого человека
делает детей этого возраста "фарисеями" и "ябедами",
которые сами стараются придерживаться внешних правил и не прощают
мельчайших отклонений от них своим сверстникам.
Если ребёнок 8 - 11 лет вынужденно или преднамеренно пренебрёг запретом
взрослого, соблюдением установленных правил или традиций, то в его
душе возникает горькое ощущение "виновника", "плохого
мальчика" или "плохой девочки".
Ребёнок этого возраста стыдится своих поступков и нередко начинает
плакать, когда обвинение обосновано.
Если же обвинение в проступке выдвинуты взрослым напрасно, то ребёнок
надолго обижается и уходит от контактов.
Материал предложен и подготовлен
православным психологом - прихожанкой нашего храма р. Б. Еленой
Ер-ч.