Мысли об усопших
Потеря близких людей есть одно из величайших бедствий, постигающих
человека в этой земной жизни. За утешениями в подобного рода несчастьях
обращались очень многие и к преосвященному епископу Феофану, прося
его наставлений и молитв. Епископ Феофан обыкновенно удовлетворял
просителей и в своих письмах давал ответы на вопросы, обращённые
к нему. Письма эти по своей простоте и вместе с тем по глубокому
пониманию духовной жизни имеют руководственное значение для всех.
Епископ Феофан считал, что при гробе близких и дорогих нам людей
вполне естественно поскорбеть и поплакать, но эта скорбь должна
быть умеренная и отнюдь не должна переходить в отчаяние.
"Нельзя не поскорбеть, - писал Святитель одному лицу по случаю
смерти родителей, - такова уж душа наша; но в меру - и притом
небольшую.
Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа
жива - и человек жив.
А когда умирает, что умирает, душа или тело? Тело, а душа остается
жива.
Стало быть, умершие живы; живы и ваши родители.
Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте.
Туда же и вы в свое время перейдете - и увидитесь. Разлука у вас
только временная.
Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как
скорбят, когда выезжают из дома в школу.
Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими
они были, как лежали на столе в гробу... и затем, как они в могиле,
и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как
тебе там сыро... А между тем там совсем и нет тех, кого оплакиваем.
Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде".
"Плачьте, плачьте, - писал в другом месте Святитель одной
матери, - в этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было
бы, если бы мать не поплакала о смерти дочери.
Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий
о смерти и умерших, которые даются нам, христианам.
Умерла!
Не она умерла, умерло тело, а она жива и также живет, как и мы,
только в другом образе бытия.
Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится,
что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше.
Тот образ бытия выше нашего. Если бы она явилась, и вы попросили
ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы.
Зачем же вам вступать с нею в такое разногласие?
Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь?
Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть
в очи её, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие
материнской любви.
Ну вот и поплачьте. Только всё немножко. Телесные очи её закрылись,
а душевными она смотрит. Смотрите и вы на неё душою своей.
Не воображайте её в могиле: там ее нет; там тело её, а она вне,
и теперь может быть при вас стоит.
Язык её замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце.
Внимайте и услышите: "Мамочка! Не тужи и не убивайся. Я с
тобой, и мне очень хорошо!"
Отвечайте же и вы ей: "Ну, слава Богу, что тебе лучше".
Объятия застыли, не прострутся более.
Но она собою, как душа, может объять душу вашу и так же тепло,
как теплы обычные объятья.
Отвечайте же и вы спокойно, немятущейся душой, теплой памятью
о ней".
Таким образом, великим утешением служит для христианина то, что
умершие и по смерти продолжают общение с нами, прямо с душой.
На вопрос, что делается с усопшими, Святитель писал:
"Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа некое
место по своему усмотрению, где и пребывает до скончания века,
в чаянии радостном или в нечаянии ужасном. То - закрытая для нас
страна. Что там - в точности не определено с подробностью...
Одно точно определено... что тамошнее состояние вполне соответствует
тому, как настроит себя человек здесь, на Земле.
Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это
и есть теперь для нас главное.
Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю
заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся
- всё пропало.
Не мучьте себя пытаньем - что там и где будем.
А когда в уме народятся такие вопросы, говорите себе: хорошим
там будет хорошо, а худым худо; соответственно этому и место там
будет для одних светло, а для других - тьма".
Почему мы поминаем усопших?
"Потому, - отвечал Святитель, - что так заповедано нам делать.
А что заповедано, видно из того, что в Церкви Божьей не было времени,
когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от Апостолов
и Самого Господа".
Помнить надо не только своих родных, но и всех православных христиан,
во всякое время и во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся
в этой молитве, как бедный в куске хлеба и чаше воды.
Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, тем, что идет
от лица всей Церкви.
Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила
дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь
дышит общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших,
содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших.
Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов
и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.
На необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство,
что умершие, как сказано было выше, продолжают общение с нами:
"Отошедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается.
Как о живых молимся мы, не различая, идёт ли кто путем праведным
или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены
ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока
последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие,
единую Церковь со-ставляют. И все мы взаимно друг к другу должны
относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительского
общения, и живые и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием".
"Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда.
Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на
этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие
Божие".
Особенно горестна бывает для родителей потеря детей в раннем возрасте.
Многие бывают даже склонны думать, что это посылается в наказание
родителям за их грехи.
В письмах еп. Феофана мы находим на это такой ответ:
"Это не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей
и самих родителей. Мы слепы и не видим сего... а не видевши, ропщем...
и хульно о Боге думаем, будто Он неправ. А Он все устрояет наилучшим
образом".
В другом месте, подробно развивая ту же мысль, еп. Феофан пишет
в утешение одной скорбящей матери следующее:
"Дочь умерла хорошая, добронравная. Надо говорить:
"Слава Тебе, Господи, что убрал её поскорее, не дав ей впутаться
в соблазны и обольстительные утехи мира".
А вы скорбеть: зачем Бог избавил её от этих увлечений и взял её
в царство Свое святое - чистой и непорочной. Выходит, лучше бы,
если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно,
особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая.
Вот мудреная мать - жалеющая, что дочь спасена, а не погублена".
Наконец, в заключение приведем еще два отрывка из писем еп. Феофана.
Письмо к умирающей сестре:
"Прощай сестра! Господь да благословит исход твой и путь
твой по твоем исходе.
Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая,
себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя
батюшка и матушка, братья и сестры.
Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться
о нас.
Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами.
Там лучше тебе будет, чем здесь.
Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь
в лучшую жизнь.
Ангел Хранитель твой примет душу твою и поведет её путями, какими
Бог повелит.
Грехи будут приходить - кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь
и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены
и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь
с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход!
День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай,
Господь с тобой!"
Из письма к мужу умирающей сестры:
"...У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства.
Тут нужна сестре помощь.
Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит
нам устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный
показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода
души погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных
нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно
в продолжении шести недель, да и далее. В сказании Феодоры - мешок,
из которого ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были
молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать,
- вот и любовь! Поскорее и меня известите... и я тоже начну, и дети
пусть так делают...
А слишком горевать и убиваться - мало имеет смысла".
Не тяготейте к земле.
Все тленно - только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно.
И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!
|