Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 81 март 2009 г. >> Святитель Феофан, затворник Вышенский. Мысли об усопших

Святитель Феофан, затворник Вышенский. Мысли об усопших

Святитель Феофан, затворник Вышенский
Читайте также:

 

Мысли об усопших

Потеря близких людей есть одно из величайших бедствий, постигающих человека в этой земной жизни. За утешениями в подобного рода несчастьях обращались очень многие и к преосвященному епископу Феофану, прося его наставлений и молитв. Епископ Феофан обыкновенно удовлетворял просителей и в своих письмах давал ответы на вопросы, обращённые к нему. Письма эти по своей простоте и вместе с тем по глубокому пониманию духовной жизни имеют руководственное значение для всех.

Епископ Феофан считал, что при гробе близких и дорогих нам людей вполне естественно поскорбеть и поплакать, но эта скорбь должна быть умеренная и отнюдь не должна переходить в отчаяние.

"Нельзя не поскорбеть, - писал Святитель одному лицу по случаю смерти родителей, - такова уж душа наша; но в меру - и притом небольшую.
Что главное у человека, тело или душа? Душа главное. Когда душа жива - и человек жив.
А когда умирает, что умирает, душа или тело? Тело, а душа остается жива.
Стало быть, умершие живы; живы и ваши родители.
Они только отлучились от вас и стали жить в другом месте.
Туда же и вы в свое время перейдете - и увидитесь. Разлука у вас только временная.
Потому и говорю, что не поскорбеть нельзя, только немножко, как скорбят, когда выезжают из дома в школу.
Так случилось у нас, что умерших мы воображаем такими, какими они были, как лежали на столе в гробу... и затем, как они в могиле, и даже причитываем: как тебе там темно, как тебе там тесно, как тебе там сыро... А между тем там совсем и нет тех, кого оплакиваем. Они в другом месте, и даже около нас, только в другом совсем виде".

"Плачьте, плачьте, - писал в другом месте Святитель одной матери, - в этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не поплакала о смерти дочери.
Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам, христианам.
Умерла!
Не она умерла, умерло тело, а она жива и также живет, как и мы, только в другом образе бытия.
Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше.
Тот образ бытия выше нашего. Если бы она явилась, и вы попросили ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы.
Зачем же вам вступать с нею в такое разногласие?
Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь?

Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи её, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской любви.
Ну вот и поплачьте. Только всё немножко. Телесные очи её закрылись, а душевными она смотрит. Смотрите и вы на неё душою своей.
Не воображайте её в могиле: там ее нет; там тело её, а она вне, и теперь может быть при вас стоит.
Язык её замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце.
Внимайте и услышите: "Мамочка! Не тужи и не убивайся. Я с тобой, и мне очень хорошо!"
Отвечайте же и вы ей: "Ну, слава Богу, что тебе лучше".
Объятия застыли, не прострутся более.
Но она собою, как душа, может объять душу вашу и так же тепло, как теплы обычные объятья.
Отвечайте же и вы спокойно, немятущейся душой, теплой памятью о ней".

Таким образом, великим утешением служит для христианина то, что умершие и по смерти продолжают общение с нами, прямо с душой.

На вопрос, что делается с усопшими, Святитель писал:

"Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа некое место по своему усмотрению, где и пребывает до скончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасном. То - закрытая для нас страна. Что там - в точности не определено с подробностью...
Одно точно определено... что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь, на Земле.
Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и посланиях. Это и есть теперь для нас главное.
Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся - всё пропало.

Не мучьте себя пытаньем - что там и где будем.
А когда в уме народятся такие вопросы, говорите себе: хорошим там будет хорошо, а худым худо; соответственно этому и место там будет для одних светло, а для других - тьма".
Почему мы поминаем усопших?
"Потому, - отвечал Святитель, - что так заповедано нам делать.
А что заповедано, видно из того, что в Церкви Божьей не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от Апостолов и Самого Господа".
Помнить надо не только своих родных, но и всех православных христиан, во всякое время и во всякой молитве. Сами там будем и нуждаемся в этой молитве, как бедный в куске хлеба и чаше воды.

Помни, что молитва об усопших и сильна общностью, тем, что идет от лица всей Церкви.
Но как в естественном порядке при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке: Церковь дышит общей для всех молитвой, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших.
Не поленись же и на всякой молитве поминать всех отошедших отцов и братьев наших: это будет от тебя им милостыня.

На необходимость поминовения усопших указывает и то обстоятельство, что умершие, как сказано было выше, продолжают общение с нами:
"Отошедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идёт ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь со-ставляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительского общения, и живые и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием".

"Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на этом основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие".

Особенно горестна бывает для родителей потеря детей в раннем возрасте.
Многие бывают даже склонны думать, что это посылается в наказание родителям за их грехи.
В письмах еп. Феофана мы находим на это такой ответ:
"Это не всегда бывает в наказание. Бывает это во благо детей и самих родителей. Мы слепы и не видим сего... а не видевши, ропщем... и хульно о Боге думаем, будто Он неправ. А Он все устрояет наилучшим образом".
В другом месте, подробно развивая ту же мысль, еп. Феофан пишет в утешение одной скорбящей матери следующее:
"Дочь умерла хорошая, добронравная. Надо говорить: "Слава Тебе, Господи, что убрал её поскорее, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира".
А вы скорбеть: зачем Бог избавил её от этих увлечений и взял её в царство Свое святое - чистой и непорочной. Выходит, лучше бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать - жалеющая, что дочь спасена, а не погублена".
Наконец, в заключение приведем еще два отрывка из писем еп. Феофана.

Письмо к умирающей сестре:
"Прощай сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе.
Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры.
Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас.
Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами.
Там лучше тебе будет, чем здесь.
Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь.
Ангел Хранитель твой примет душу твою и поведет её путями, какими Бог повелит.
Грехи будут приходить - кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход!
День-другой, и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!"
Из письма к мужу умирающей сестры:
"...У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства.
Тут нужна сестре помощь.
Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! Вот на что надлежит нам устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении шести недель, да и далее. В сказании Феодоры - мешок, из которого ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. То же будут и ваши молитвы. Не забудьте так сделать, - вот и любовь! Поскорее и меня известите... и я тоже начну, и дети пусть так делают...
А слишком горевать и убиваться - мало имеет смысла".
Не тяготейте к земле.
Все тленно - только одно счастье загробное вечно, неизменяемо, верно.
И это счастье зависит от того, как проживем мы эту нашу жизнь!



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 176