|
|
Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"
Об этапах развития ребенка (3)
Отрочество (до 16 лет)
|
Основной мотив поведения ребенка в этом возрасте связан со стремлением
расширить границы своего общения, выйти за порог родительского дома
и самоутвердиться в кругу значимых людей.
Подростку очень важно в этот период, с одной стороны, быть в группе
и быть принятым группой, а с другой стороны - выделиться на фоне
своих сверстников, также входящих в это сообщество.
Если такая группа пока не сформировалась или не приняла подростка,
то он замыкается, становится раздражительным и ранимым, болезненно
переживает своё одиночество.
Если же коллектив открылся для подростка, и он занял в нем свое
место, то нередко он начинает бравировать, вести себя по-бунтарски
дерзко и решительно.
Хорошо заметно в этот период, что группа сверстников как бы умножает
силы подростка: рядом с ними он герой, без них - он жалкий трус
или несчастное, страдающее существо.
Формирование групповой ориентации вырывает подростка из семьи.
В этом возрасте он решительно восстает против всяких традиций, правил
и норм поведения, прививаемых родителями.
Контроль со стороны отца или матери, их опека и забота, строгие
требования учителей, относящиеся к учебе, дисциплине или внешнему
виду, вызывают ярко выраженный протест.
Уход из дома в "дурную компанию", невыполнение домашних
заданий, прогулы уроков, - всё это варианты демонстративного несогласия
подростка с положением ребенка, зависимого от требования взрослых.
Склонность к эпатажу, авантюризму и неоправданному риску нередко
приводит подростка к правонарушениям, алкоголизму и наркомании.
Иногда, под влиянием азарта, в окружении сверстников и под впечатлением
про-исходящих событий подросток может удивить окружающих безрассудностью
и бессмысленностью своих поступков.
Для установления контакта с подростками нужно занять правильную
позицию.
С одной стороны, взрослый человек должен войти в общение с ними
как старший, понимающий друг, с другой - он должен быть сдержан
и требователен, чтобы не позволить им дерзить и хулиганить.
Разумная, требовательная доброта позволяет не только понять изломы
души подростка, но и направить его энергию и творческий потенциал
не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности.
Снисходительность к молодости и жизненной неопытности подростков,
необходимые в этом случае, терпеливое и спокойное поведение взрослого,
ясно понимающего, в чем состоит истинное достоинство человека, является
гарантией положительных перемен.
Материал предложен и подготовлен православным психологом - прихожанкой
нашего храма р. Б. Еленой Ер-ч.
|