 |
Читайте также:
Благоустроение семейной жизни
|
|
По
книге священника А. Рождественского
"Семья православного христианина", С.-Петербург,1902
г.
Часть 1. Предисловие
|
Немного можно видеть благочестивых семейств в нынешнее время.
Многие как будто совсем лишены благословения Божия. То раздоры
и постоянные несогласия между мужем и женой, то непочтение в детях,
то дурное развратное поведение одного из них, то плачут родители
от детей, то дети не видят в родителях того, что желали бы и что
должны бы видеть в них.
А там неверие проникло в семью и заразило даже лучших членов её.
На глазах у всех есть такие семьи: семьи несчастные, даже такие,
где кто-то покончил жизнь самоубийством - кто от беспорядочной
жизни, кто от не исполнившихся желаний. И, что удивительно, всё
это происходит при обилии материальных благ. Только бы жить и
радоваться, да Бога благодарить, а они ни того, ни другого не
делают, а погибель вечную добровольно избрали себе уделом, как
будто для неё и родились.
Отчего такие прискорбные явления?
Много может быть причин на это, но главная доля вины падает на
родителей.
Они не влили духа веры в детей своих.
Может быть, не хотели и не старались это сделать, а может быть,
не могли, потому что сами не имели этого духа, сами страдали отсутствием
благочестия и твёрдых нравственных убеждений. Родители должны
всегда горячее и усерднее молиться о детях, но какая может быть
молитва у маловерующих? Только искренняя вера рождает истинную
молитву.
Верующие и благочестивые родители, конечно, молятся - только о
чем?
О том, чтобы были они здоровы, довольны, счастливы в жизни, имели
успех в делах.
Следует молиться и об этом, но главное разве это? Есть блага нужнее
удачного ведения житейских дел, поважнее богатства - это добрая
настроенность души, горячая ревность о её спасении.
Это горение духа, стремление его к благочестию. Вот истинно счастливый
человек в этой жизни. Но об этом-то часто меньше всего молятся
и самые добрые родители. Сын плохо успевает в науках, дочь не
обладает красотою, нет надежды на выгодное её устройство - это
их сокрушает, об этом болит у них сердце, а что те же сын и дочь
не стяжали христианских качеств души, что они, может быть, усвоили
много неправильных понятий и взглядов, к этому они равнодушны.
Как после них дети будут жить без достаточных средств к жизни,
они много думают, а близки ли они по своей нравственности к спасению
вечному, об этом беспокоятся меньше всего.
Главное несчастье большинства нынешних семейств заключается в
том, что жизнь их выстраивается не по духу православной веры и
Церкви. Всё, касающееся веры и Церкви, меньше и меньше занимает
семью. Раньше в семье с восторгом беседовали о наступлении того
или другого праздника, ныне утешаются другим - предстоящим увеселительным
вечером. Бывало, церковное богослужение нередко совершалось в
доме, в присутствии всех членов семьи приглашенными священнослужителями
и под великие праздники, и по особенным случаям; ныне под праздники
бывает другое: родные и знакомые или для увеселения, или для бесед
собираются - только не церковного и не духовного характера. Бывало,
посты строго соблюдали даже малые дети, а ныне во многих семействах
о них и помину нет, как взрослые, так, по их примеру и дети, не
могут поститься, как должно, даже первую и последнюю седмицы Великого
поста. О жизни святых ни взрослые, ни дети часто и понятия не
имеют. Так живут семейства, называющие себя православными, христианскими.
Родители, не увлекайтесь духом времени, живите по духу веры и
Церкви, старайтесь стяжать дух благочестия сами и в таком же духе
воспитывайте и детей своих, помните святые заповеди, любите молитву
домашнюю и церковную, в скорби не унывайте, в радости и счастии
благодарите Бога.