Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 86 август 2009 г. >> А.Н.Муравьёв. Письма о Богослужении. Шестопсалмие.

А.Н.Муравьёв. Письма о Богослужении. Шестопсалмие.

Успение Божией Матери
Читайте также:

Письмо IV

После тожественного окончания вечерни тихо начинается утреня.
По древнему обряду должны погашаться все лампады, кроме малого света в алтаре и перед иконами Спасителя и Божией Матери, и, среди всеобщего безмолвия и мрака, внезапно раздаётся один только голос: "слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение". Трижды повторяемый, он напоминает Ангельский привет Вифлеемским пастырям, в ночь рождества Спасителя.


Потом избранный чтец, уединённо посреди церкви, возглашает дважды:

"Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу твою",
чтобы тем приготовить к большему вниманию слушающих, и начинает шестопсалмие, которое должно выражать внутреннюю беседу Христианина со Христом, словами утренних шести псалмов?
Посему чтение это всегда совершается с особым благоговением, и Священник выходит пред царския врата, присовокупить свои тайные молитвы к молению паствы.

В первом псалме (3-й) изображается твёрдое упование души на Бога:
"Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози восстают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою", а на конце: "аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя".

Второй псалом (37-й):
"Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене",
есть вопль болезненной души, преследуемой бедствиями мира и взывающей:
"не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего".
Третьим псалмом (62-й) выражается утренняя утешительная молитва:
"Боже, Боже мой, к тебе утренюю; возжада к тебе душа моя, прильпе душа моя по тебе, мене же прият десница твоя".
Слава и тройное аллилуия, в честь Пресвятой Троицы, отделяют сии первые три псалма, от трёх последующих (87-й, 102-й, 142-й), в коих Давид, то представляя нищету свою Богу, вопиет:
"Господи Боже спасения моего, во дни возвах и в нощи пред тобою, да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему; нищь есмь аз и в трудех от юности моея, вознесжеся, смирися и изнемогох";
то, проникнутых благодарностью, при воспоминании всех благодеяний Божиих, побуждает душу свою:
"благословлять Господа и всею внутренностию своей имя святое его и не забывать всех воздаяний его".
Здесь, изображая величие Божие, трогательно помятует он и собственное ничтожество:
"яко Той позна бытие наше, помяну яко персть есмы; человек яко трава, дние его яко цвет сельный отцветет; яко дух пройде в нем и не бу-дет и не познает к тому места своего; милость же Господня, от века и до века, на боящихся его".
- Наконец, в последнем псалме, ещё однажды просит Господа:
"услышать его в правде своей и не внити в суд с рабом своим, яко не оправдится пред ним всяк живый; Дух твой благий наставит мя на землю праву",
и опять, слава и аллилуия, заключают псалмы; диакон же начинает великую ектению.
"Бог Господь и явися нам"
поют громко и радостно оба хора и, как бы готовясь на его сретение, восклицают:
"благословен грядый во имя Господне"!
изображая в пении тропаря торжество дня, возбудившее их духовную радость.

До октябрьского переворота вышло одиннадцать изданий этой книги.

"Письма эти, - говорит автор, - в начале были действительно написаны для одного светского молодого человека, чтобы прояснить его неведение о богослужении родной нашей Церкви…".
В книгах рассказывается о Литургии и Всенощной, о Великом посте и Пасхе, Святых Таинствах, о праздниках и погребении. Первое издание вышло в 1830-х годах. После революции "Письма" впервые переизданы в 1993 г.

Замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев родился вЦерковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев Москве 30 апреля 1806 года.
Его отец - Николай Николаевич Муравьев (1768-1840), известный математик, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых - готовил боевых офицеров русской армии.
Мать писателя, Александра Михайловна (1768-1809), происходила из знатного рода Мордвиновых. Андрей Николаевич назван в память апостола Андрея Первозванного.
Он состоял на военной службе; затем был чиновником за обер-прокурорским столом при Святейшем Синоде, членом присутствия в азиатском департаменте.

Сочинения Муравьёва были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьёв исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития, чего до тех пор частным лицам не дозволялось.
Был другом митрополита Филарета Московского (Дроздова).

В 1837 году Андрей Николаевич сопровождает Наследника престола цесаревича Александра в его паломничестве по московским святыням - от Нового Иерусали-ма до Троице-Сергиевой лавры. Посетили они также Кремль и близлежащие мона-стыри. Свои путешествия по святым местам русским - а Муравьев уже исходил и изъездил практически всю европейскую часть Отечества - он стремился описать своим чутким пером. Его книги стали доступными любому грамотному человеку; повсюду душеспасительное чтение входило в народный обиход.

Главные труды:

  • "Письма о богослужении Восточной кафолической церкви",
  • "История российской церкви",
  • "Сношения России с Востоком по делам церковным",
  • "Путешествие по святым местам русским",
  • "Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских",
  • "Путешествие по святым местам в 1830 году";
  • "Первые 4 века христианства",
  • "Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах",
  • "Письма с Востока в 1849 - 50 годах",
  • "Слово кафолического православия Римскому католичеству",
  • "Раскол, обличаемый своею историей",
  • "Question religieuse d'Orient et d'Occident" ("Религиозный вопрос Востока и Запада").
Из трагедий его напечатана лишь одна: "Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине".

Изданы и его воспоминания.

В 1854 году Муравьев наведался в Киев. Здесь приобрел гористый пустырь вблизи церкви Андрея Первозванного, велел расчистить его, развести сад, для начала поставить избу. Но окончательно поменял Петербург на Киев лишь после отставки по службе в 1866 году. Теперь литератор не столько творил, сколько говорил: ни один любознательный путешественник к киевским святыням не обходился без сопровождения Андрея Николаевича.

В Киеве Муравьев подготовил к печати весьма обширную переписку с митрополитом Филаретом; 500 экземпляров книги вскоре были доставлены подписчикам.

Отложив литературную работу, духовный писатель возглавляет Владимирское братство и много сил отдаёт защите внешнего церковного порядка, исправлению нравов местных обывателей.

В начале августа 1874 года Андрей Николаевич серьезно занемог и 18 числа того же месяца скончался. Погребён в подземном приделе церкви Андрея Первозванного, чьё небесное покровительство он свято чтил всю жизнь. Свою любовь к Провозвестнику христианской веры на Руси Муравьев выразил в акафисте апостолу.





Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 23