|
Читайте также: Благоустроение
семейной жизни
|
|
По книге священника А. Рождественского
"Семья православного христианина", С.-Петербург,1902
г.
Часть 3. Выбор жениха и невесты
Приятно и радостно смотреть на семью, в которой царствуют любовь и мир,
где супруги живут общей жизнью, разделяя радость и горе
друг друга, и тем взаимно облегчая себе все трудности жизни.
|
Но как жалко положения мужа и жены, когда между ними господствует
раздор, когда один не испытывает к другому нежного чувства.
В наше время встречается немало таких семей, в которых вместо
взаимного уважения и мира супругов постоянно слышатся ссоры
и жалобы друг на друга.
Отчего это происходит?
Много бывает причин к тому, но главнейшая из них заключается
в неправильном выборе лица, с которым кто-либо соединяется узами
брака.
Указывая на Исаака с Ревеккою как на образец поведения христиан
пред вступлением в брак, св. Иоанн Златоуст говорит:
"И
ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но
прибегай к Богу. Скажи Богу: "кого Ты хочешь, то-го и определи
мне Своим Промыслом"; поручи Богу это дело, и Он наградит
тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь".
Итак, намереваясь вступить в брак, нужно прежде всего усердно
молить Господа-Сердцеведца, чтобы Он сам по Своей воле устроил
супружество. Жених и невеста должны не только благодарить Господа,
положившего начало их сближению и судившего вместе проходить путь
земной жизни, но вместе с тем молить Его о ниспослании им милости
на будущее время.
Пусть они проникнутся мыслью, что одними собственными силами,
без благословения Божия, им не устроить своего счастия и доброго
порядка в супружеской жизни.
Но много ли найдется между нами таких, кто предоставил свое супружество
изволению Божию и, вступая в брак, заботился прежде всего и более
всего о приобретении благословения Божия на это? Не заняты ли
мы в этом случае всецело земными и суетными заботами и мыслями?
Многие ныне, прежде чем выбрать подругу жизни, стараются узнать
не нрав и поведение девицы, но каково её материальное положение.
Редко бывает счастливым брак, заключенный по корыстным расчетам.
Брак такой часто приносит с собой много зла, открывая возможность
для семейного раздора, упреков и взаимных оскорблений.
Святой Иоанн Златоуст говорил:
"Умоляю вас искать не денег и богатства, но добрых
свойств в девице: скромности, благо-честия и набожности; это
лучше бесчисленных сокровищ. Но кто скажет: от жены разбогател.
Не стыдно ли тебе приводить такие примеры?
Слыхал я от многих вот такие слова: "Лучше желал бы я терпеть
крайнюю бедность, нежели получить богатство от жены".
И действительно, кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу,
чем жену и сотрудницу. Напротив, кто женился на равной себе или
беднейшей по состоянию, тот приобрел себе верную помощницу. Бедность
располагает жену беречь своего мужа, во всем слушаться и повиноваться
ему, рачительно заботясь о домашнем хозяйстве. Жена благоразумная,
добрая и воздержанная, если будет и бедной, распорядится и бедностью
лучше, чем сварливая и злая богатством. Итак, нет никакой пользы
от богатства и денег, если мы не найдем в своей жене доброй души.
Далее основанием супружеского счастья служит взаимная крепкая
любовь мужа и жены; та же любовь должна служить для жениха и невесты
побуждением вступить в брак.
При этом нужно смотреть не на телесную красоту, но на красоту
души любимого человека.
"Красоту тела,
- говорит св. Златоуст, - стирает время и по-едает болезнь; но
красота душевная выше всех перемен. Та и зависть возбуждает, и
ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям и не
знает никакого тщеславия".
Ничто так не украшает человека и не располагает к нему, как добрая
душа.
Посему, поучает каждого из нас св. отец, когда видишь привлекательнейший
внешний вид, постарайся узнать внутренний, а если сей не красив,
презри и внешний.
Отцы семейств! подражайте попечительности праотца Авраама, который
старался найти для сына женщину неиспорченную, искал в ней не
богатства, не знатности рода, а только душевного благообразия.
И вы, матери семейств, украшайте своих дочерей не золотом и дорогими
одеждами, но кротостью и скромностью. Скромная благопристойная
женщина легко может приобрести к себе любовь мужа, сделав из него
усердного помощника себе в домашних работах и чадолюбивого отца.