|
|
Утреня (1-я часть)
Утреня - это богослужение суточного круга, которое
освящает начало дня, соответствующее по Византийскому времяисчислению
четвёртой страже ночи или по современным часам с 3 до 6
часов утра. |
Общий смысл утрени заключается в воспоминании явления в мир Солнца
Правды - Господа нашего Иисуса Христа, и совершенного им домостроительства
нашего спасения.
По этой причине служба Утрени начинается с
ангельского славословия,
возвестившего Рождество Христово: "Слава в Вышних Богу…".
Следующее за этим
шестопсалмие
возвращает мысль молящихся к грехопадению первых людей.
Шестопсалмие совершается при погашенных светильниках в знаменование
тьмы отпадения от Бога, в которой пребывал мир до пришествия Христа.
Шесть псалмов, избранных для
этой части Утрени, выражают покаяние души и являются воспоминанием
покаянных молитв Ветхозаветных праведников.
Устав предписывает:
"глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим,
яко Самому собеседующее Христу Богу нашему невидимо, и молящее
о гресех наших" (Служебник. Чинопоследование Утрени).
Священник, читающий в это время тайные молитвы пред закрытыми
Царскими вратами, изобразует плач Адама пред вратами рая.
В то же время покаянные молитвы шестопсалмия напоминают о том,
что пришествие Христово "отверзло покаяния двери".
"Известие Учительное" в Служебнике указывает:
"Утреню совершая, прилежно со умилением размышляти: како
Господь велим уничижением от Анны к Каиафе веден бысть; и какова
тамо испытания, лютая томления, заушения, оплевания, наругания
же и немилостивная ударения, от полунощи даже и до утра грех ради
наших волею претерпел еси".
В пророческом стихе:
"Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне"
(Пс.67, ст.27),
возглашаемом при вожжении светильников, прославляется пришествие
в мир Спасителя.
Затем следует стихословие Псалтири -
чтение кафизм, которое
в древности совершалось попеременно двумя "ликами" -
клиросами.
Как Ветхий Завет был приуготовлением к Боговоплощению, так кафизмы
готовят молящихся к чтению Евангелия на
полиелее - главной
части Утрени.
Название "
полиелей" произошло от греч. "много"
и "милость".
Торжественное изнесение Святого Евангелия из алтаря и последующее
поклонение ему
знаменует возвещённую Ангелами из гроба весть
о Воскресении Христовом и последующее поклонение Воскресшему Спасителю.
В связи с этим в воскресные дни сразу за чтением Евангелия поётся
Пасхальная песнь
"Воскресение Христово видевше,
поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое
поем и славим:
Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем.
Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению:
се бо прииде крестом радость всему миру,
Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его:
распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.".
Другие праздничные службы возникли по подобию воскресного полиелея.
По окончании полиелея читается
50
псалом, который в непраздничные дни завершает чтение
кафизм. По древним уставам этот псалом пелся уже не попеременно,
но вместе, "как бы одними устами, и всякий слова его применял
к самому себе" (Василий Великий), что придаёт ему особую
значимость.