Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 87 сентябрь 2009 г. >> Учебный часослов. Утреня (1 часть)

Учебный часослов. Утреня (1 часть)

И будут два одной плотью. По книге священника А. Рождественского "Семья православного христианина"
Читайте также:

Утреня (1-я часть)

Утреня - это богослужение суточного круга, которое освящает начало дня, соответствующее по Византийскому времяисчислению четвёртой страже ночи или по современным часам с 3 до 6 часов утра.
Общий смысл утрени заключается в воспоминании явления в мир Солнца Правды - Господа нашего Иисуса Христа, и совершенного им домостроительства нашего спасения.

По этой причине служба Утрени начинается с ангельского славословия, возвестившего Рождество Христово: "Слава в Вышних Богу…".

Следующее за этим шестопсалмие возвращает мысль молящихся к грехопадению первых людей.

Шестопсалмие совершается при погашенных светильниках в знаменование тьмы отпадения от Бога, в которой пребывал мир до пришествия Христа.

Шесть псалмов, избранных для этой части Утрени, выражают покаяние души и являются воспоминанием покаянных молитв Ветхозаветных праведников.

Устав предписывает:
"глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующее Христу Богу нашему невидимо, и молящее о гресех наших" (Служебник. Чинопоследование Утрени).
Священник, читающий в это время тайные молитвы пред закрытыми Царскими вратами, изобразует плач Адама пред вратами рая.
В то же время покаянные молитвы шестопсалмия напоминают о том, что пришествие Христово "отверзло покаяния двери".

"Известие Учительное" в Служебнике указывает:
"Утреню совершая, прилежно со умилением размышляти: како Господь велим уничижением от Анны к Каиафе веден бысть; и какова тамо испытания, лютая томления, заушения, оплевания, наругания же и немилостивная ударения, от полунощи даже и до утра грех ради наших волею претерпел еси".

В пророческом стихе:
"Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне" (Пс.67, ст.27),
возглашаемом при вожжении светильников, прославляется пришествие в мир Спасителя.

Затем следует стихословие Псалтири - чтение кафизм, которое в древности совершалось попеременно двумя "ликами" - клиросами.
Как Ветхий Завет был приуготовлением к Боговоплощению, так кафизмы готовят молящихся к чтению Евангелия на полиелее - главной части Утрени.

Название "полиелей" произошло от греч. "много" и "милость".
Торжественное изнесение Святого Евангелия из алтаря и последующее поклонение ему знаменует возвещённую Ангелами из гроба весть о Воскресении Христовом и последующее поклонение Воскресшему Спасителю.

В связи с этим в воскресные дни сразу за чтением Евангелия поётся Пасхальная песнь
"Воскресение Христово видевше,
поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим:
Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем.
Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению:
се бо прииде крестом радость всему миру,
Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его:
распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.".
Другие праздничные службы возникли по подобию воскресного полиелея.

По окончании полиелея читается 50 псалом, который в непраздничные дни завершает чтение кафизм. По древним уставам этот псалом пелся уже не попеременно, но вместе, "как бы одними устами, и всякий слова его применял к самому себе" (Василий Великий), что придаёт ему особую значимость.




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 22