Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 88 октябрь 2009 г. >> Учебный часослов. Утреня (2 часть)

Учебный часослов. Утреня (2 часть)

И будут два одной плотью. По книге священника А. Рождественского "Семья православного христианина"
Читайте также:

 

Утреня - это богослужение суточного круга, которое освящает начало дня, соответствующее по Византийскому времяисчислению четвёртой страже ночи или по современным часам с 3 до 6 часов утра.

Содержательная сторона Утрени наиболее полно раскрывается в каноне.
В Древней Церкви словом "канон" называли вообще церковную службу.
Тот факт, что название церковной службы в целом было перенесено на её часть и именно на этого рода молитвословия, свидетельствуют о важной роли канона в богослужении. В древности весь канон це-ликом пелся (ныне эта традиция сохраняется лишь при исполнении Пасхального канона).
Обычно канон состоит из девяти песней, каждая из которых начинается ирмосом и содержит несколько тропарей.
В основу девяти песней канона легли девять ветхозаветных пророческих песней - по числу ангельских чинов, в подражание которым строится и всё православное богослужение:

1. Песнь Моисея после избавления от всадников фараона (Исх 15).
2. Обличительная песнь Моисея (Исх 32). Вторая песнь в каноне обычно опускается (кроме времени поста).
3. Песнь Анны, матери пророка Самуила (I Цар 2).
4. Гимн пророка Аввакума, предвосхищающий приход Бога-Избавителя (Авв 3).
5. Пророчество Исаии о рождении Эммануила (Ис 7).
6. Молитва «из бездны», включенная в Кн. Ионы (2).
7 и 8. Гимн отроков, исповедующих перед язычниками свою веру (Дан 3).
9. Благодарственная песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк 1).
Вторая Песнь, основанная на грозной молитве Моисея и наполненная грозными обличениями и гневными укорами, поётся почти исключительно в дни Великого Поста. В большинстве же канонов вторая песнь опускается.
Согласно уставу, стихи Библейских Песен перемежаются тропарями читаемого канона (ныне они чаще заменяются на запевы).
Ближе всего содержанию Библейской Песни следует ирмос: он включает непосредственные цитаты из Священного Писания или же пересказывает его. В то же время ирмос раскрывает пророческий смысл древней Песни и указывает её исполнение в Новом Завете, объясняет её вероучительное и нравственное значение. Таким образом, ирмос является своего рода связующим звеном между Ветхозаветным и Новозаветным богослужением.

Текст канонов - бесценная сокровищница православного Богослужения.

Уместно вспомнить духовный опыт величайшего молитвенника и почитателя канонов - святого праведного Иоанна Кронштадтского.
На вопрос митрополита Вениамина (Федченкова): "Откуда в Вас такая вера?" Батюшка ответил: "Я жил в Церкви!" и пояснил, что с детства "любил читать в храме богослужебные книги, минеи… стихиры, каноны…" (митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. Санкт-Петербург - Кронштадт, 2000; с.241). Многие самовидцы вспоминают, что отец Иоанн неопустительно читал на утрене каноны лично, выходя для этого на клирос.
Его чтение всегда производило необычайно сильное впечатление.

Каноны более всего раскрывают как событийный, так и догматический, мистический смысл Праздника (или жития святого), сочетая повествовательность, славословие и просительные обращения к Богу. Каноны доносят до нас бесценное Церковное предание, часто не зафиксированное в иных источниках. Каждый Праздник в каноне словно оживает, обретает плоть, историческую реальность, фактографичность.
Канон, таким образом, становится великолепным, несравнимым по глубине и истинности толкования Священного Писания и хранилищем Священного Предания.

За каноном следуют "Хвалитны псалмы", содержание которых выражено в самом названии - эти псалмы призывают всякое творение Божие к славословию Своего Создателя.
Избранные стихи 148, 149 и 150 псалмов перемежаются краткими стихотворными песнями (стихирами), посвященными празднуемому событию. В настоящее время в приходских храмах поются чаще всего первая и последняя стихиры, а между ними - т.наз. утренняя евангельская стихира, соответствующая прочитанному Евангелию. Последняя стихира «Преблагословенна еси Богородице Дево» одинакова для всех восьми гласов.

Завершается Утреня пением Великого славословия - одного из древнейших христианских гимнов. Возглас перед началом Великого славословия - "Слава Тебе, показавшему нам свет!" - совершается одновременно с восходом солнца , встречая его первый луч, опять обращая мысль молящихся к Солнцу Незаходимому, и одновременно благодаря Бога за дарование очередного дня.
Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Хор: Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу.
Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи! прибежище был еси нам в род и род.
Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!

Таким образом, служба Утрени раскрывает историю Домостроительства нашего спасения от Рождества Спасителя и до второго Его славного пришествия, и поэтому среди восьми служб суточного круга является наиболее важной.



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 1104