Ф.М.Достоевский
"Братья Карамазовы"
"…Пред иной мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех
людей, и спросишь себя: "Взять ли силой али смиренною любовью?"
Всегда решай: "Возьму смиренною любовью".
Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь.
Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной
которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи
около себя и смотри за собой, чтобы образ твой был благолепен.
Вот ты прошёл мимо малого ребёнка, прошёл злобный, со скверным
словом, с гневливой душой; ты и не приметил, может, ребёночка-то,
а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может
в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может
быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастёт оно, пожалуй,
а всё потому, что ты не уберёгся пред дитятей, потому что любви
осмотрительной, деятельной не воспитал в себе. Братья, любовь
- учительница, но нужно уметь её приобрести, ибо она трудно приобретается,
дорого покупается, долгою работою и через долгий срок, ибо не
на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то
и всяк полюбить может, и злодей полюбит…".
"Други мои, просите у Бога веселья. Будьте веселы как дети,
как птички небесные.
И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что
затрёт он дело ваше и не даст ему совершиться, не говорите: "Силен
грех, сильно нечестие, сильна среда скверная, а мы одиноки и бессильны,
затрёт нас скверная среда и не даст совершиться благому деланию".
Бегите, дети, сего уныния!
Одно тут спасение себе: возьми себе и сделай себя же ответчиком
за весь грех людской.
Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя
за всё и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что
оно так и есть на самом деле и что ты-то и есть за всех и за вся
виноват. А скидывая свою же лень и своё бессилие на людей, кончишь
тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь.
О гордости же сатанинской мыслю так: трудно нам на земле её постичь,
а потому столь легко впасть в ошибку и приобщиться ей, да ещё
полагая, что нечто великое и прекрасное делаем.
Да и многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы
пока на земле не можем постичь, не соблазняйся и сим и не думай,
что сие в чём-либо может тебе служить оправданием, ибо спросит
с тебя Судия Вечный то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог,
сам убедишься в том, ибо тогда всё узришь правильно и спорить
уже не станешь.
На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного
Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем,
как род человеческий перед потопом.
Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное
сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним
и вышним, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах
иных".
|