Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 89 ноябрь 2009 г. >> Свт. Филарет (Гумилевский). Из «Слова о духовно-нравственном образовании»

Свт. Филарет (Гумилевский). Из «Слова о духовно-нравственном образовании»

Святитель Нектарий
Читайте также:

Из "Слова о духовно-нравственном образовании в детях"

…Те, которые считают веру недоступною для души дитяти, не понимают и её отношения к вере.

Давно сказано одним учителем веры: "душа наша - по природе христианка".
Жизнь религии начинается вместе с жизнью души.
Первое пробуждающееся в человеке чувство есть пробуждение в сердце религии.
Первые ощущения привязанности его к отцу и матери - явления религиозные. Развивайте эти начала религии, воспитывайте эти семена благие, посеянные самим Творцом, и вы увидите перед собой дитя умное и доброе.
Ум ребёнка не может усвоить себе истины веры настолько, чтобы давать в них отчёт самомыслительный. Но в нём живы память и воображение, чтобы усваять себе начала веры.
Разум дитяти слаб, но зато свободен от тумана, наводимого предрассудками и страстями; потому в его мыслях отражаются образы веры в их чистом и целом виде: вера принимается не столько умом, сколько сердцем.
Чистые сердцем зрят Господа.
Сердце дитяти чисто как зеркало, нежно как воск, и потому оно легко принимает наставление веры.
Справьтесь с опытом: опыт скажет вам то же.
Добрые отец и мать молятся после обеда или перед сном; ребёнок, смотря на них, делает то же.
Мало того, он спрашивает отца или мать: кто такой Бог? Добр ли он к нам?
Если родители умны, как легко им нежную любовь ребёнка к ним самим возвышать до любви к Отцу небесному! Как легко им простые вопросы ребёнка о владельце дома, села, обращать в ответы о Владельце неба и земли!
Дитя с наслаждением слушает такие разговоры родителей - они близки уму и сердцу его, оно и спрашивает о таких предметах с любовью и слушает ответы с радостью.

Зачем же хотят делать насилие влечениям доброй детской души?
Почему отказываются развивать добрые семена, посеянные Творцом души нашей?

Другие говорят: "какие за детьми грехи? От чего остерегать их?"
Правда, детский возраст - возраст невинности, в сравнении с другими возрастами.
Но так ли он невинен, как кажется иным?
Отцы и матери не налюбуются детьми своими: но не слишком ли много они любуются?
Присмотритесь к нравственному миру юной молодёжи: нет ли в нём побегов зла?
Не заметите ли в детских шалостях подготовки к крупным преступлениям?
В юных возрастах не видно ни пьянства, ни воровства, ни дикого насилия и пр. но если мальчик привык часто ссориться с другими за безделицу, а подчас и поколотить их, думаете ли вы, что в зрелых летах он не отделает так своего соседа, что попадёт и под суд?
Точно то же должны вы сказать о других семенах зла.
А как ловко умеют дети притворяться, скрытничать, лицедействовать?
К каким сложным хитростям прибегают они, когда хотят обмануть мать или отца?
А капризы своенравия, а упрямая стойкость в своём - добрые плоды души?
Как же вы, любя детей, хотите оставить их без того воспитания, которое так зорко смотрит за всеми, самыми малыми движениями зла?

Откладывать религиозное воспитание человека до позднего времени - значит подвергать его крайним опасностям. Это значит предоставлять свободу развиваться в нём злым семенам и ещё под влиянием самого возраста, столько незрелого для добра.
Всего легче соблазнить душу дитяти: она так проста, так восприимчива.
Дитя не знает по опыту пагубных последствий заблуждения и порока; оно не подозревает ни в ком об-мана и отдаётся каждому впечатлению.
Потому, если сердце его не ограждено страхом Божиим, оно легко может увлекаться влиянием зла. Вступая в свет, оно встречается с людьми худыми, и с предметами, возбуждающими худое в душе.
Что спасёт его от падений, если не посеяны в нём истины святой веры, не воспитаны чувства благоговения пред Всевышним?
Не увидите в нём Иосифа, твёрдого пред лицеем соблазна: Иосиф с детства проникся любовью к Богу и потому отвечал соблазну: "как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом?" (Быт. 39,9).

Если в детском возрасте усердно посеяны в душе человека семена благочестия, - пусть в лета бурной молодости он по временам и будет увлекаться на сторону зла, но когда ум его начнёт зреть и неприятные встречи жизни станут приводить его в себя: с какой силою заговорят в душе его наставления, слышанные в детстве!
Как разовьётся в нём жизнь прекрасная, до того ослабеваемая порывами легкомыслия!
Но не ожидайте ничего подобного от того несчастного юноши, который с детства своего ничего не слышал и не знал о святой вере, а семенами злого мира щедро был засеваем.

Надобно заботиться о том, чтобы в самом первом возрасте не были внушаемы нежными душами какие-либо мысли, не совсем согласные с чистым учением христианским: иначе на доброй почве возрастут засеянные плевелы, и когда будет сеяться слово Божие, оно может остаться бесплодным; дорогие, небесные ростки его подавлены будут прежде выросшим тернием заблуждения и греха.

Слишком позднее или в дни детства небрежно преподанное наставление в вере не имеет верного, спасительного действия на душу.
Не свыкшись с истинами веры, она легко падает под первыми нападениями дерзкого сомнения.
Чтобы проникнуться высочайшими истинами, душа должна теперь бродить по тернистым путям сомнений и мучиться над решением вопросов пытливого ума.
А если бы в сердце её с детства жила благоговейная любовь к предметам веры, эта любовь облегчала бы для ума решение вопросов его; он легко находил бы подтверждение верованиям сердца в истории человечества, в книге природы, в устройстве души нашей.
Без того ум принуждён испытывать борьбу с неизвестностью, чтобы дойти до покоя; должен повторять ошибки, давно признанные ошибками, наносить раны душе, чтобы лечить её; а бывает, что, измученный трудами, становится он добычею уныния и для развлечения отдаётся на волю чувственных весёлостей и наслаждений низких, и является полное отчаяние души.
Печальная картина!

Отцы и матери!
Если вы любите детей (а как вам не любить их?): прежде всего заботьтесь, чтобы они с ранних дней своих воспитывались в страхе Божьем.
От того зависит их счастье, временное и вечное.
От того же зависит и счастье отчизны вашей, которыми вы должны дорожить.
Если вы любите себя (а как не любить себя?): бойтесь пренебрегать религиозным воспитанием детей ваших.
С кого взыщется погибель ваших детей?
С вас взыщет Господь, если дети ваши, за которых пролита кровь Сына Божия, по вашему небрежению о них, погасят в себе искры святой веры и явятся свирепыми дикарями в христианском обществе.

Горе, горе вам!
Там, за гробом, собственные дети ваши будут призывать на вас месть правды Божьей.






Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 628