|
|
Вечерня
Вечерня - первое богослужение суточного круга, освящающее
его начало (18-21 час). Общий смысл Вечерни заключается в
воспоминании Священной истории Ветхого Завета от Сотворения
мира до пришествия в мир Спасителя. |
Вечерня начинается с Предначинательного псалма (103-го),
прославляющего Бога как Творца вселенной.
Совершаемое при этом каждение знаменует действие Святого
Духа при сотворении мира,
как свидетельствует Писание:
"И Дух Божий ношашеся верху воды" (Быт. 1, 2).
Поскольку творение мира началось с вечера, то и суточный круг Богослужения
начинается Вечерней.
Закрытие Царских врат по окончании Предначинательного псалма означает,
что вскоре по Сотворении мира Адамовым преступлением райские двери
затворились.
Великая Ектения,
как и все остальные ектении, т.е. сугубая, просительная и малая,
кратко излагают все нужды христианского мира, испрашивая у Господа
милости, помощи прежде всего в духовной жизни, а также и в различных
житейских потребах.
В полиелейные праздники далее поётся 1-й антифон первой кафизмы
"Блажен муж", который пророчески прославляет обетованного
миру Христа-Ходатая.
Ко всякому стиху псалмов припевается "Аллилуиа" во славу
Святой Троицы Своим Предвечным Советом предуставившей Жертву Христову.
В будние дни здесь положено читать рядовую кафизму.
Последующее пение псалмов "Господи воззвах" изображает
моления и воззвания падшего Адама, возносимые пред вратами Рая,
а совераемое в этот момент каждение - молитву, восходящую к Богу.
Вход с кадилом - исхождение священника из алтаря и последующий
вход Царскими Вратами, которые перед этим отверзаются, - знаменует
снисхождение Христово к падшему человеку, Его воплощение.
Об этом свидетельствует воспеваемое в настоящий момент песнопение
"Свете тихий (свет Христовой
благодати – сладчайший свет Смирения и Любови Божьей: “Тайна,
сокрытая от веков и поколений, а ныне явленная Его святым, коим
Бог захотел показать..., а она – Христос в вас, надежда славы!”
(Колосянам, 1 глава, 26-27 стихи)) святой славы (слава
– синоним присутствия Божества: ибо как прославим Того, Кого не
видим, и присутствия Кого не ощущаем) Бессмертного Отца Небесного,
Святого, Блаженного – Иисуса Христа!",
посвящённое Господу нашему Иисусу Христу.
Ветхозаветные пророчества, связанные с событиями праздника, выражаются
в Паримиях, - избранных текстах из книг Ветхого Завета. Их
обычно три.
В праздничные дни совершается Лития (многократное, особое
моление), для которой священники и все молящиеся исходят в притвор.
Освящение хлебов производится в напоминание о чуде, совершённом
Господом над пятью хлебами, которыми Он насытил пять тысяч человек,
а также для подкрепления немощи телесной во время всенощного стояния
- "ради труда бденного" - почему Лития и освящение хлебов
совершается только на Всенощном бдении.
Пение стихир попеременно со стихами псалмов означает, что Ветхозаветные
пророчества предварили все Тайны Нового Завета и что Ветхий Завет
согласуется с ним.
В конце вечерни читается молитва Симеона Богоприимца "Ныне
отпущаеши"
“Ныне отпускаешь в мире (в духовном ощущении мира,
в блаженном состоянии смирения Божьего) раба Твоего, Владыко (рабская,
подзаконная вера покорности, вера, совершаемая страхом – переходит
на новый уровень, становится сыновней, подблагодатной верой смирения:
верой, которая вершится любовью; “отпускаешь раба” – ибо приходит
сын...), как и сказал Ты. Яко увидели очи мои спасение Твое (увидели
Христа как путь спасения – путь покаяния, самоотречения, смирения
и любви; увидели не просто в теории /Евангелие как духовное учение
смирения/, но и практически /руки – дела веры/, и, что важнее
всего, – мистически /молитва сердца, слезы умиления, внутреннее
ощущение благодати/), которое приготовил Ты всем людям: свет
для просвещения народов, и славу людей Твоих, Израиля (нас
с вами – духовного Израиля, народа Божьего, верующих и верных
потомков Авраама, Исаака и Якова по благодати Христовой)”,
поскольку, отходя ко сну как от жизни к смерти, мы благодарим Бога
за совершённое Им дело нашего спасения.
Таким образом в чинопоследовании Вечерни кратко изобразуется Ветхозаветная
и Новозаветная история.
|