Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 90 декабрь 2009 г. >> Проповедь на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Проповедь на Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Икона «Введение Пресвятой Богородицы в Храм»
Читайте также:

Празднование 21 ноября / 4 декабря

Проповедь на Введение в Храм Пресвятой Богородицы

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
В нынешний великий день Введения во Храм Пресвятыя Девы Марии, всегда отмечаемый в дни поздней осени или начала зимы, когда лениво встает солнышко, когда длинной ночью сменяется короткий день и в природе разливаются серые тона, - не пасмурно и не холодно на сердце христианина.
Его сердце согревает радость Праздника: Отроковица-Дева-Жизнь, та жизнь, к которой изначала был призван человек, коснулась и согрела наши сердца.

Трехлетняя Отроковица вводится во Святая Святых Иерусалимского Храма "воспитатися Господеви", возвещая о грядущем Спасителе мира.
Уже слышим мы и песнопения о рождающемся в Вифлееме Иисусе Христе, о снисходящей с небесных высот Любви Божией к человеку - Любви, возвращающей человека на утерянный осуетившимся человечеством путь Света и Мира и исцеляющей нас от душевного мрака, от немощи сердца и воли.

"Христос раждается - славите! Христос с небес - срящите!" - возглашает Церковь со дня Введения во Храм Пресвятыя Девы.

И разве не возрастаем мы духом, слушая эти дивные слова песни церковной?
Когда мыслью и сердцем возносимся мы к грядущему к нам Сыну Божию, разве не исчезает в нас мрак сомнения и растерянности?

Радуясь, спроси каждый себя: а что говорит твоему сердцу ныне в храм вошедшая Отроковица?
И как встретишь ты грядущего к нам с небес Христа?

Сами себя спрашиваем, а отвечает нам Сама Отроковица:
"Прежде всего - возлюбите храм.
Ведь и угодники Божии, имена которых даны вам во св. Крещении, с ранних лет возлюбили храм и слово Божие.
Кто не любит посещать храм, кто избегает храмовой молитвы - тот духовно обкрадывает и душевно уродует себя. Такой юноша и такая девушка вырастают духовно нищими и душевно уродливыми как по своему характеру, так и по склонностям своим.
Больно и жалко смотреть на таких безрассудных и отроков, и взрослых".
О Мати-Дево Пречистая!
Ты являешь нам пример детской чистоты и любви к храму Божию, к молитве и труду!
Помоги нам, детям и внукам нашим, возгреть в сердцах наших любовь к труду, озаренному молитвой, и достичь чистоты сердца и мысли для достойного прославления всех нас объемлющей Любви Божией, с небес к нам грядущей.

Аминь.

Введение в Храм Пресвятой Богородицы

Икона «Введение Пресвятой Богородицы в Храм»Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Дедовичах, благочинный, Архимандрит Павел (Кравец) о событии:
"Когда утихают все земные заботы, когда приближается красивая пора зимы, наша родная мать, Святая Православная Церковь, ежегодно посылает нам удивительный праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы.
В детстве бабушка приводила меня в церковь в этот день, а посредине храма икона, на которой старенькие Иоаким и Анна и маленькая-маленькая девочка.
Бабушка, указывая на неё, говорила: "А это маленькая Богородица".
Каждый православный, взирая на этот образ, знает, где должен быть его ребенок: мы должны приучать детей к храму, чаще причащать Святых Тайн Христовых.
Сам праздник носит и обличительный характер для тех женщин, которые не дали увидеть Божий свет своим чадам, а убили их в своей утробе.
Сам праздник говорит нам, где должна быть наша душа, наше сердце.
Потому что вне храма нет спасения, вне храма мы теряем Бога и всё святое, что благодатно.

Праздник Введение Пресвятой Богородицы во Храм, как я помню с детства, нёс особую трепетную радость, и мы понимали, что приближаемся к Рождеству Христову, потому что Церковь уже поёт рождественские ирмосы:

"Христос рождается, славите! Христа с Небес встречайте!"
И праздник Введения Богородицы призывает нас к встрече Рождества Христова".


Прот. Владимир Башкиров

Введение в Храм Пресвятой Богородицы

Икона «Введение Пресвятой Богородицы в Храм»Об этом празднике нет упоминания в Евангелии, как, впрочем, и о других богородичных праздниках - Рождестве и Успении. Только в устном Предании Церкви и житийной литературе.
И вот что там можно прочитать.

Родители Пресвятой Девы, престарелые Иоаким и Анна, дали Богу такой обет:
"Если у них будет ребенок, то они посвятят его Богу".
И когда их маленькой дочери исполнилось три года, они решили свой обет исполнить и ввели Её в Иерусалимский храм.
О трехлетнем возрасте Марии говорили уже в 1 веке, например, Еводий, епископ Антиохии (+86). Еврейское благочестие знало такую форму посвящения детей Богу.

Известный еврейский историк Иосиф Флавий (+100) рассказывает в книге "Иудейские древности", что к стене храма было пристроено тридцать каменных зданий.
В них находилось 90 просторных и пригодных для жилья помещений.
Там отдельно жили девицы, вдовы, священники, левиты и назореи, т. е. мужчины, давшие на время обет не вступать в брак, не пить вина и не стричь волос.
Мария провела здесь около 12 лет, упражняясь, как и другие девицы, в молитве, изучении Священного Писания и рукоделии. Обычно сюда входило прядение шерсти и льна, и ещё шитьё шёлком.

А блаженный Иероним (+420), большой знаток церковных преданий, которые он собирал прямо в Святой Земле, приводит, как бы мы сейчас сказали, распорядок дня девиц, по которому жила и Дева Мария:
"Блаженная Дева жизнь проводила по строгому порядку. От раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве, от третьего до девятого упражнялась в рукоделии или чтении книг. Так все более и более возрастала она в любви к Богу".
Часто спрашивают: "А почему Дева вошла в храм в трехлетнем возрасте?".
Вот какой интересный ответ я нашел у греческого проповедника конца 17-го века Илии Минятия (+1714):
"На третьем году узнается высота человеческого роста.
Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое - ни больше, ни меньше.
Это замечает и Василий Великий в своем "Шестодневе": "Каков кто в трехлетнем возрасте, таков дважды будет потом".
Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойной войти во Святая святых, куда входил один только Архиерей, и то однажды в год.
Отсюда можно заключить, что со временем Дева должна была усугубить свою святость.
Как она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так она должна была удвоить святость, чтобы превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных.
Так что если в три года она достигла Святого Святых храма, то к концу жизни достигнет Святого святых рая - престола трисиятельного Божества".
Для этого проповедника - главное не физиологические особенности трехлетнего организма, которые можно оспаривать. Для него важно уловить символические параллели.
Он так и говорит:
"Дева, созданная Богом, превзошла природу Закона, а, родив Бога, превзошла закон природы".
Ещё один греческий проповедник 14 века, святитель Григорий Палама (+1359) видит смысл Её пребывания во Храме в том, чтобы она отделилась от мира и приготовилась к Своей миссии Богоматеринства.

Праздник Введения во Храм - очень древний.
Сохранились предания палестинских христиан о Введенской церкви в Иерусалиме.
Её незадолго до своей смерти в 327 году, построила царица Елена.
Упоминает о нём в своих проповедях и знаменитый богослов христианского Востока Григорий Нисский (+395).
Его любили и византийские императоры.
В 9 веке Василий Македонянин (+886), основатель македонской династии, составил песни канона, которые поются в этот праздник до сих пор.




Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 37