|
|
Празднование 21 ноября / 4 декабря
Проповедь на Введение в Храм Пресвятой Богородицы
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) |
В нынешний великий день Введения во Храм Пресвятыя Девы Марии, всегда
отмечаемый в дни поздней осени или начала зимы, когда лениво встает
солнышко, когда длинной ночью сменяется короткий день и в природе
разливаются серые тона, - не пасмурно и не холодно на сердце христианина.
Его сердце согревает радость Праздника: Отроковица-Дева-Жизнь, та
жизнь, к которой изначала был призван человек, коснулась и согрела
наши сердца.
Трехлетняя Отроковица вводится во Святая Святых Иерусалимского Храма
"воспитатися Господеви", возвещая о грядущем Спасителе
мира.
Уже слышим мы и песнопения о рождающемся в Вифлееме Иисусе Христе,
о снисходящей с небесных высот Любви Божией к человеку - Любви,
возвращающей человека на утерянный осуетившимся человечеством путь
Света и Мира и исцеляющей нас от душевного мрака, от немощи сердца
и воли.
"Христос раждается - славите! Христос с небес - срящите!"
- возглашает Церковь со дня Введения во Храм Пресвятыя Девы.
И разве не возрастаем мы духом, слушая эти дивные слова песни церковной?
Когда мыслью и сердцем возносимся мы к грядущему к нам Сыну Божию,
разве не исчезает в нас мрак сомнения и растерянности?
Радуясь, спроси каждый себя: а что говорит твоему сердцу ныне в
храм вошедшая Отроковица?
И как встретишь ты грядущего к нам с небес Христа?
Сами себя спрашиваем, а отвечает нам Сама Отроковица:
"Прежде всего - возлюбите храм.
Ведь и угодники Божии, имена которых даны вам во св. Крещении, с
ранних лет возлюбили храм и слово Божие.
Кто не любит посещать храм, кто избегает храмовой молитвы - тот
духовно обкрадывает и душевно уродует себя. Такой юноша и такая
девушка вырастают духовно нищими и душевно уродливыми как по своему
характеру, так и по склонностям своим.
Больно и жалко смотреть на таких безрассудных и отроков, и взрослых".
О Мати-Дево Пречистая!
Ты являешь нам пример детской чистоты и любви к храму Божию, к молитве
и труду!
Помоги нам, детям и внукам нашим, возгреть в сердцах наших любовь
к труду, озаренному молитвой, и достичь чистоты сердца и мысли для
достойного прославления всех нас объемлющей Любви Божией, с небес
к нам грядущей.
Аминь.
Введение в Храм Пресвятой Богородицы
Настоятель
храма Казанской иконы Божией Матери в Дедовичах, благочинный,
Архимандрит Павел (Кравец) о событии:
"Когда утихают все земные заботы, когда приближается красивая
пора зимы, наша родная мать, Святая Православная Церковь, ежегодно
посылает нам удивительный праздник - Введение во храм Пресвятой
Богородицы.
В детстве бабушка приводила меня в церковь в этот день, а посредине
храма икона, на которой старенькие Иоаким и Анна и маленькая-маленькая
девочка.
Бабушка, указывая на неё, говорила: "А это маленькая Богородица".
Каждый православный, взирая на этот образ, знает, где должен быть
его ребенок: мы должны приучать детей к храму, чаще причащать
Святых Тайн Христовых.
Сам праздник носит и обличительный характер для тех женщин, которые
не дали увидеть Божий свет своим чадам, а убили их в своей утробе.
Сам праздник говорит нам, где должна быть наша душа, наше сердце.
Потому что вне храма нет спасения, вне храма мы теряем Бога и
всё святое, что благодатно.
Праздник Введение Пресвятой Богородицы во Храм, как я помню с
детства, нёс особую трепетную радость, и мы понимали, что приближаемся
к Рождеству Христову, потому что Церковь уже поёт рождественские
ирмосы:
"Христос рождается, славите! Христа с Небес встречайте!"
И праздник Введения Богородицы призывает нас к встрече Рождества
Христова".
Прот. Владимир Башкиров
Введение в Храм Пресвятой Богородицы
Об
этом празднике нет упоминания в Евангелии, как, впрочем, и о других
богородичных праздниках - Рождестве и Успении. Только в устном Предании
Церкви и житийной литературе.
И вот что там можно прочитать.
Родители Пресвятой Девы, престарелые Иоаким и Анна, дали Богу такой
обет:
"Если у них будет ребенок, то они посвятят его
Богу".
И когда их маленькой дочери исполнилось три года, они решили свой
обет исполнить и ввели Её в Иерусалимский храм.
О трехлетнем возрасте Марии говорили уже в 1 веке, например, Еводий,
епископ Антиохии (+86). Еврейское благочестие знало такую форму
посвящения детей Богу.
Известный еврейский историк Иосиф Флавий (+100) рассказывает в книге
"Иудейские древности", что к стене храма было пристроено
тридцать каменных зданий.
В них находилось 90 просторных и пригодных для жилья помещений.
Там отдельно жили девицы, вдовы, священники, левиты и назореи, т.
е. мужчины, давшие на время обет не вступать в брак, не пить вина
и не стричь волос.
Мария провела здесь около 12 лет, упражняясь, как и другие девицы,
в молитве, изучении Священного Писания и рукоделии. Обычно сюда
входило прядение шерсти и льна, и ещё шитьё шёлком.
А блаженный Иероним (+420), большой знаток церковных преданий, которые
он собирал прямо в Святой Земле, приводит, как бы мы сейчас сказали,
распорядок дня девиц, по которому жила и Дева Мария:
"Блаженная Дева жизнь проводила по строгому порядку. От раннего
утра до третьего часа дня стояла на молитве, от третьего до девятого
упражнялась в рукоделии или чтении книг. Так все более и более возрастала
она в любви к Богу".
Часто спрашивают: "А почему Дева вошла в храм в трехлетнем
возрасте?".
Вот какой интересный ответ я нашел у греческого проповедника конца
17-го века Илии Минятия (+1714):
"На третьем году узнается высота человеческого
роста.
Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое - ни
больше, ни меньше.
Это замечает и Василий Великий в своем "Шестодневе":
"Каков кто в трехлетнем возрасте, таков дважды будет потом".
Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойной
войти во Святая святых, куда входил один только Архиерей, и то однажды
в год.
Отсюда можно заключить, что со временем Дева должна была усугубить
свою святость.
Как она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков
и патриархов древнего закона, так она должна была удвоить святость,
чтобы превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей
Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов
и херувимов небесных.
Так что если в три года она достигла Святого Святых храма, то к
концу жизни достигнет Святого святых рая - престола трисиятельного
Божества".
Для этого проповедника - главное не физиологические особенности
трехлетнего организма, которые можно оспаривать. Для него важно
уловить символические параллели.
Он так и говорит:
"Дева, созданная Богом, превзошла природу Закона, а, родив
Бога, превзошла закон природы".
Ещё один греческий проповедник 14 века, святитель Григорий Палама
(+1359) видит смысл Её пребывания во Храме в том, чтобы она отделилась
от мира и приготовилась к Своей миссии Богоматеринства.
Праздник Введения во Храм - очень древний.
Сохранились предания палестинских христиан о Введенской церкви в
Иерусалиме.
Её незадолго до своей смерти в 327 году, построила царица Елена.
Упоминает о нём в своих проповедях и знаменитый богослов христианского
Востока Григорий Нисский (+395).
Его любили и византийские императоры.
В 9 веке Василий Македонянин (+886), основатель македонской династии,
составил песни канона, которые поются в этот праздник до сих пор.
|