 |
|
"Милость
Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника,
но и на весь дом - его семью и детей", - писал в одной
из глав многотомного труда "Пути к совершенной радости"
известный ученый и духовный писатель Николай Евграфович
Пестов. |
Эти слова, во многом, оказались правдивы и для него самого.
Его семья - и в годы репрессий, и в Великую Отечественную, и при
послевоенном строе - жила насыщенной духовной жизнью, не потерпев
значительных притеснений от гонителей Православия.
Господь сохранил её как нетронутый островок среди социалистической
действительности - и из этого семени впоследствии выросло целое
древо.
Дочь, зять и внуки Николая Евграфовича всецело посвятили себя
Церкви - основа этого служения была заложена в старой московской
квартире Пестовых горячими молитвами их деда и отца.
Его долгая земная жизнь тем более примечательна, что содержит
в себе опыт неудачного первого брака, долгой нравственной смуты,
последующего раскаяния и изменения своей жизни ради Христа.
Это изменение было подлинным, и Господь благословил рабу Своему
такой же подлинный семейный союз, просуществовавший на земле более
пятидесяти лет и, несомненно, перешедший в Вечность.
Николай Пестов был последним, десятым ребенком у своего отца и
вырос в большой, типичной в отношении уклада и нравов дореволюционной
семье.
Его колыбелью была среда нижегородских мещан: в ней ценилась домовитость
и соблюдались религиозные обряды, но вникать в их суть и молиться
по-настоящему детей зачастую никто не учил.
О религиозных вопросах Николай задумался всерьез только в юности
и, прочитав популярную в те годы книгу Ренана "Жизнь Иисуса",
решил, что будет атеистом.
Эти убеждения не изменились ни в армии - когда он в качестве офицера
участвовал в Первой мировой войне, - ни в последующие годы его
"комиссарства" - сотрудничества с властью большевиков.
В этот же период он связывает свою судьбу с дочерью присяжного
поверенного Руфиной Дьячковой, типичной эмансипированной женщиной
того времени.
Молодых объединяли весьма "свободные" взгляды и склонность
к лидерству: в гостиной Дьячковых читалась и обсуждалась запрещённая
литература и строились планы относительно светлого будущего России.
Во время гражданской войны Руфина, охваченная идеей, отправилась
с Николаем на фронт, где, научившись управлять автомобилем и орудовать
шашкой, сражалась наравне с мужчинами.
Однако победа Красной Армии соединилась в её судьбе с драмой в
личной, семейной жизни: в 1921 году супруги расстались. О причинах
этого Николай Евграфович никогда и никому не говорил.
И более никогда в жизни не встречался со своей первой женой.
Нравственная жизнь молодого офицера оставляла желать лучшего:
для описания её он употребляет в дневнике выражение "карамазовская
грязь". Однако душа его всё равно оставалась живой.
И Господь обратил её к себе через духовное потрясение, в один
миг преобразившее человеческую жизнь: в ночь на первое марта 1921
года комиссар Пестов увидел во сне Христа - и неожиданно для себя
поклонился Ему до земли.
"Полное смятение всех чувств… - написал он об этом в своем
дневнике. - И сжигающая сознание огненная мысль - "ведь я
грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня грязь, порок и кровь…"
В ту ночь Господь вошел в моё сердце…".
Николай оставляет службу в армии и переезжает в Москву, где становится
членом ещё разрешённого тогда Христианского студенческого кружка.
Участие в нем помогает ему осмыслить столь неожиданно возникшую
веру, привести в соответствие с ней всё свое существование.
Исполнение евангельских заповедей становится для Пестова-христианина
началом и основой жизни.
Сообщество единомышленников было для Николая Евграфовича большой
поддержкой среди окружающей смуты. Ничем не примечательные на
первый взгляд, но духовно близкие отношения связывали его тогда
с девушкой Зоей - "душой" этой общности, отдававшей
всё свободное время организации христианских бесед и встреч. Они
оба учились в МВТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), и Николай помогал
Зое в учебе и деятельности в кружке. Основой их отношений была
общая жизненная цель - служение Христу, и "объяснение",
столь сложное порой для молодых людей, свершилось просто. Оно
было воплощено всего в одной фразе, которую Пестов прочёл на самодельной
закладке, пода-ренной ему в день именин: "Пойдем за Ним".
Спустя полгода молодые обвенчались - уже тогда хорошо представляя
себе цель и трудности своей последующей жизни. На свадьбе подвыпивший
отец невесты стал громко кричать молодоженам: "Горько!".
У христиан-кружковцев это было не принято, и жених с невестой
попросту не ответили на призыв. "Что же вы, дочка, не целуетесь?
- спросила мать. - Видно, не веселой будет ваша жизнь". "А
я, мама, не для веселья вышла замуж", - ответила девушка.
И вряд ли кто-то, кроме мужа, мог понять тогда, отчего же она
так счастлива…
Через несколько лет после свадьбы супруги получили квартиру, которая
в годы повсеместно закрытых

храмов
стала в прямом смысле слова Церковью: там появлялись священники,
совершались тайные богослужения, находили утешение в исповеди
осиротевшие без духовных отцов прихожане.
Такие собрания были очень опасны, и Зоя Вениаминовна жила в постоянной
тревоге за мужа: уведут, заберут. Но Господь хранил. С этой обстановкой,
потаённой, но насыщенной христианской жизни связаны самые ранние,
яркие воспоминания детей Пестовых - Николая, Сережи и Наташи.
"Как мать, так и отец боролись за наши души, угождая Богу:
мама делала необычайно много добра несчастным, бедным людям, а
отец не разгибал колен и усердно клал поклоны, вымаливая у Бога
спасение не только своей душе, но и спасение детских душ, вверенных
ему Господом, - вспоминала много лет спустя дочь Николая Евграфовича,
Наталья Николаевна Соколова. - <…>
Мама научила нас молиться от души и своими словами.
Когда папа болел или задерживался на работе, мама вставала с нами
и горячо выпрашивала у Бога благополучие нашему семейству. Для
меня это был пример настоящей искренней молитвы.
Мы повторяли за матерью простые, понятные слова, обращенные к
Богу: "Господи, дай папе нашему здоровье!". Поклон.
"Господи, сохрани нашу семью от беды!". Поклон.
Или: "Господи, прости нас, прими за всё наше благодарение".
Кратковременным, но нелегким потрясением для супругов, испытанием
их твердости в выборе пути стал арест Зои Вениаминовны. За ней
пришли ночью - и забрали по подозрению в незаконной переписке.
Это было недоразумением, но могло означать всё что угодно: лагеря,
тюрьму, расстрел.
Собрав вещи в дорогу, супруги сняли со стены икону, и мать благословила
ею спящих детей.
Прощаясь, муж и жена поклонились друг другу в ноги - в этом мгновенном
поступке, не требующем слов, отразилось и их отношение друг к
другу, и христианское смирение, и упование на встречу в жизни
вечной. Однако увидеться им предстояло совсем скоро - в жизни
земной.
Спустя некоторое время женщина была освобождена.
О месяцах в тюрьме она рассказывала детям как о важном испытании,
за которое стоит горячо благодарить Творца. В серьёзных, опасных
ситуациях нередко оказывался и глава семьи.
И тоже благодарил Бога, говоря: "Считаю, что только по молитвам
моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован
и остался жив".
Несмотря на большую научную работу и духовную потребность в уединённых
часах молитвы, Николай Евграфович уделял воспитанию дочери и сыновей
значительное время.
Он читал и объяснял ребятам евангельские притчи, играл с ними
на даче в волейбол и теннис, учил плавать, водил на каток, сам
сочинял детские игры. Коля, Наташа и Сережа были его постоянными
собеседниками, они всегда имели доступ в кабинет отца и засыпали
порой на его коленях.
Эти часы, в которые ничто не отвлекало их друг от друга, оказывали
неоценимое влияние на развитие детской души.
"Через ласку отца я познала Божественную Любовь - бесконечную,
терпеливую, нежную, заботливую, - пишет его дочь Наталья. - Мои
чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного
доверия, чувство счастья - быть вместе с Любимым; чувство надежды,
что всё уладится, всё будет хорошо; чувство покоя и умиротворения
души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого".
Аскетическое, покаянное настроение Николая Евграфовича накладывало
отпечаток на всё, что происходило в доме. Взрослые беседовали
в основном на религиозные темы, практически не ходили в гости,
за столом никогда не бывало вина и не существовало таких понятий
как тост или рюмка.
Зоя Вениаминовна сочувствовала мужу во всем, но тяготилась порой
этим "вечным постом", в некоторых случаях доходило и
до обиды. Раз-ногласия переживались непросто, но именно они позволяли
ещё яснее ощутить силу душевного и духовного родства - неотъемлемого
утешения семьи, где все молятся друг за друга.
"Мы с Сережей очень остро чувствовали, когда дух мира покидал
семью, - вспоминает Наталья Пестова. - Скандалов при нас не было,
но папа замыкался в себе, был грустный, просил у мамы без конца
прощения, а она отмахивалась и плакала. Что происходило между
ними - мы не понимали.
С возрастом мы стали догадываться, что отец стремился к святости,
а его аскетическая жизнь была не под силу его супруге.
Но тогда причина ссор не доходила до нашего разума, мы плакали
и требовали мира.
Это горе было причиной, научившей меня молиться о мире в семье
жарко, настойчиво и неотступно.
И до чего же было радостно, когда я видела, что Господь услышал
мою молитву".
Супруги Пестовы прожили долгий век и отпраздновали в 1973 году
золотую свадьбу - пятьдесят лет совместной жизни. Не дожил до
этой даты их старший сын Николай, погибший в Отечественную войну.
Душевные силы слабеющей здоровьем четы были почти целиком отданы
воспитанию внуков - у дочери, матушки Наталии, родилось в счастливом
браке пятеро детей.
"Они утерли с наших глаз последние слезы", - говорила
Зоя Вениаминовна.
В последние годы жизни, на пенсии, и она, и её муж особенно ярко,
отчетливо жили духом апостольства: Николай Евграфович копировал
и распространял духовную литературу, писал собственные богословские
труды, с особой тщательностью вёл духовный дневник.
Зоя Вениаминовна подводила итог своей жизни немного иначе: совесть
постоянно побуждала её проповедовать слово Божие, что она и делала,
не жалея себя.
Супруга, мать и бабушка словно вернулась в юность, в годы существования
Христианского студенческого кружка, и посвящала всё свободное
время христианскому просвещению.

Нередко
ей приходилось пояснять пришедшим на службу людям содержание богослужения,
смысл того, что читают или поют. Эти разговоры со случайными встречными
продолжались порой и за стенами храма. Так случилось и за несколько
дней до её кончины.
После службы, прямо на улице, в Сокольниках, она долго рассказывала
что-то заинтересовавшимся студенткам. Простудилась, получила воспаление
лёгких и умерла.
Николай Евграфович провожал супругу в вечную жизнь горячей слезной
молитвой.
Больше года он практически непрерывно читал каноны и акафисты
о упокоении её души - отрешившись от жизни и не замечая времени.
Господь давал ему силы через Святое Причастие, которое он принимал
каждое воскресенье.
В отличие от жены, отошедшей в мир иной без мук, писатель и ученый
тяжело страдал от предсмертных болезней, но переносил их в терпении
и молитве.
Он скончался девяностолетним старцем, в ночь на 14 января 1982
года, в праздник святого Василия Великого, которого очень чтил.
"Помоги мне одеться и ехать в церковь", - были его последние,
обращенные к дочери, слова.
Над гробом Николая Пестова было немало сказано о его высокой христианской
и гражданской жизни, о заслугах учёного, о плодотворном писательском
труде.
Но самым глубоким доказательством благого Промысла Божия была,
пожалуй, его личная судьба - путь веры, пройденный вместе с близкими.
Суть этого пути и его "ненапрасность" наиболее ярко
характеризуют слова матушки Наталии Соколовой (Пестовой):
"О чем молился мой отец - это знает один Бог.
Но если я оглянусь на мои прожитые семьдесят лет, то могу сказать
одно: они прошли под покровом Всевышнего".
Елена Сапаева