Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
По глаголу Твоему с миром…
Чья душа не пожелал бы иметь у себя сокровище, которое приобрёл
блаженный старец Симеон?
Кто не пожелал бы себе этого мира, с которым провёл Симеон свою
долгую жизнь и теперь бестрепетно встречает и саму смерть?
Мир душевный, мир совести, мир с Богом и людьми, мир с целым
миром - вот к чему стремятся все люди, вот чего жаждет утомлённое
сердце; находим ли этот мир, правильные ли средства употребляем
для приобретения его - это другой вопрос, но что все считают
его благом - это несомненно.
Сама война имеет последнею целью мир.
Так смотрит на мир, как на высочайшее благо, и христианство.
Божественный основатель его для того и сошёл на землю, чтобы
принести на неё мир; прощаясь с учениками, Он говорил им: мир
Мой оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27).
Так смотрит на мир и Святая Церковь, продолжательница дела Христова
на земле.
Прислушайтесь к её богослужению: начинается оно всегда призывом
к миру: миром Господу помолимся; о свышнем мире; мир всем; станем
святое приношение в мире приносити; наконец, с миром и изыдем
из храма Божия.
Такое-то сокровище имел у себя Богоприимец Симеон.
Поучимся у него, как приобрести и нам себе мир: путь к этому
вожделенному счастью никому из нас не заграждён, особенно с
пришествием Примирителя.
Так то, что в ветхом Завете давалось только избраннейшему из
избранных, то в новом Завете даётся каждо-му сыну Церкви Христовой.
Но возвратимся к Симеону: чем он приобрёл себе мир душевный?
Мало о нём сказано в Евангелии, но что сказано, то даёт нам
вполне вразумительный ответ на поставленный вопрос: И се бе,
- говорит святой евангелист, - человек во Иерусалиме, емуже
имя Симеон: и человек сей праведен, и благочестив, чая утехи
израилевы: и Дух бе Свят в нем (Лк. 2, 25).
Вот разгадка счастья Симеона.
Приобрети его праведность, его благочестие - и ты привлечёшь
к себе Духа Святого, а вместе с Ним и мир души. Такой мир, которого
нарушить ничто не может.
Что такое праведность?
Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит
права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности
по отношению к ближним.
Праведным называется тот, кто отдаёт каждому своё, кто исполняет
свой долг.
Но были и есть многие, которые обладали такими свойствами и
на них полагали всю свою надежду, чтобы сохранить мир с собою
и ближними, и, однако, мир этот далёк был от них.
Это потому, что они смотрели на праведность с точки зрения пользы:
полезно быть праведным, ибо и другие исполнят свой долг по отношению
к тебе, и вот путём взаимной праведности должен получаться мир
и общее счастье.
Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро
только потому, что оно полезно; на праведность редко отвечали
праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно
озлобление.
Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на
благочестии.
Веруй в Бога, благоговей пред Ним, люби Его всем сердцем и душой
и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение,
и оно даёт душе мир и отраду.
Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении
её ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твоё добро тебе и
отвечают злом, то мира души тебя не лишают, потому что добро
творил ты из любви к Богу, и добро твоё всегда останется добром,
и цель его достигнута даже и в том случае, когда на него отвечают
злом.
Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится
на нём, имеет нравственную цену и может быть названа прочною…
Она тогда привлечёт к тебе Духа Святого.
А Дух Святой оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст
душе такой мир, которого не нарушат никакие земные беды и напасти.
Таковы были мученики христианские, которые шли на костры в радости
и веселии духа; таков был, например, знаменитый Иоанн Златоустый,
который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окружённый
врагами, предавая свой дух, воскликнул: "Слава Богу за
всё!"
В Ветхом Завете редки были Симеоны, в Новом же Завете, после
обильного ниспослания на верующих благодати Святого Духа, таких
счастливцев было много, это счастье не отнято и от нас. будем
праведны, будем благочестивы, тогда возгласы Церкви "Причастие
Святого Духа со всеми вами", "мир всем" не будут
для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем
бестрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно
сказать:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
Аминь.