|
|
Святитель Николая Японский (в миру Иван Дмитриевич
Касаткин, 1836-1912) родился в Смоленской губернии
в семье дьякона, успешно окончил духовное училище,
семинарию.
Не завершив учёбы в Санкт-Петербургской Духовной Академии
он принимает решение поехать в Японию.
В 1860 г. пострижен в монашество и через год прибыл
в японский порт Хакодате.
|
"В высшей степени интересны и поучительны первые успехи
отца
Николая на поприще миссионерства. Русский консул в Хакодате
искал учителя фехтования для своего сына.
Ему порекомендовали некоего японца Савабе как человека, весьма
опытного в этом искусстве.
Савабе собственно служил жрецом синтоистским, он отличался самомнением
и пропитан был нескрываемой ненавистью к иностранцам.
Что-то угрюмое и злобное лежало в его душевном складе.
Встречаясь с отцом Николаем у консула, он всегда высказывал по
отношению к нему особую злобу, съёживая и без того всю маленькую
фигурку свою, он проходил всегда мимо отца Николая как-нибудь
боком, чуть не скрежеща зубами и бормоча про себя ругательства.
Раз отец Николай решился спросить его: "За что ты на меня
так сердит?"
Савабе отвечал: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить.
Пришли
вы сюда выглядывать землю нашу. А ты, - злобно прибавил Савабе,
- ты со своей проповедью больше всего повредишь Японии".
Отец Николай, встречаясь при консульстве с Савабе, вступал всё
чаще и чаще в разговоры с угрюмым жрецом. "Да знаешь ли ты,
какое христианское учение, если осуждаешь его?" - спрашивал
миссионер.
Савабе должен был признать, что ничего не знает о христианстве
и ненавидит его только за то, что оно - религия иностранная.
"А разве справедливо судить и ненавидеть то, чего не знаешь?
- говорил отец Николай.
- Ты сначала вы-слушай да узнай, а потом, если увидишь, что хуже,
и осуждай нас, прогоняй из Японии христиан. Тогда ты будешь по
крайней мере справедлив".
"Ну, говори", - коротко и злобно сказал Савабе.
Миссионер рад и тому, что его захотели хоть слушать.
Речь полилась о Боге, о душе, о грехе, о бессмертии.
Начались вопросы и споры со стороны Савабе; языческий жрец, видимо,
заинтересовался христианским учением сначала как совопросник,
потом как любознательный, затем как испытующий истину, наконец,
и как плененный красотой и внутренней силой этой истины.
Не знаешь, где найдёшь: это часто приходится испытывать и в деле
миссии, как и вообще в жизни. Савабе стал увлекаться христианством
и с захватывающим интересом читал Евангелие.
Сам он рассказывал потом о себе: "Открыто читать эту книгу
я не мог, а читать хотелось.
Вот я и выдумал читать в то время, когда совершал службы в своём
"миа", т.е. в синтоистском языческом храме.
"Положишь перед собою Евангелие вместо богослужебной языческой
книги, да и читаешь, постукивая в обычный барабан. Никто и не
думает, что я читаю иностранную ересь".
Благодать
Божия всё более и более пленяла сердце Савабе.
Но как креститься? А семья?
А доходы жреца - единственное пропитание его самого и жены, и
детей?
А публичная измена народной вере, и притом со стороны ближайшего
служителя?
Долго и много пришлось бороться Савабе, пока, наконец, совершилось
над ним великое Таинство крещения, и он вошёл в жизнь духовную
и новую, в Царство Божие.
Пророчески знаменательно отец Николай даёт ему в крещении имя
Павла, в честь великого апостола, которого некогда из гонителя
христианства Савла сделался самым ревностным его служителем и
пронёс благовестие о Христе по всему миру.
Из языческого жреца Савабе также стал ревностным проповедником
христианства, а потом и священником.
До самого последнего времени он - уже престарелый иерей при храме
Воскресения в Токио - управлял на правах как бы помощника епископа
Николая несколькими христианскими общинами.
Проповедь христианства Савабе начал с одного своего друга, врача.
Долго он мучился.
Не раз, поставленный в тупик возражениями друга, он в отчаянии
прибегал к отцу Николаю с просьбой разъяснить ему сомнения и недоумения.
Повеселев, с новым запасом сведений, он бежал к своему собеседнику,
и чрез несколько дней снова являлся пред своим духовным отцом
разбитый, унылый, подавленный; опять бежал Савабе к приятелю.
И вот, наконец, пришли к отцу Николаю оба: Савабе и его друг врач
Сакаи.
Этот тоже крестился, получив в крещении имя Иоанн, он тоже сделался
светочем христианства в Японии. Евангельская истина произвела
в нём переворот глубочайший и решительный: он сразу оставил все
свои слабости, все привычки язычника и после крещения стал подвижником".