Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 92 февраль 2010 г. >> Православная психология. Может ли семья прожить без конфликтов?

Православная психология. Может ли семья прожить без конфликтов?

Множество болезней нам дается
Читайте также:

 

Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"

Может ли семья прожить без конфликтов?
А если нет, как их разрешать?

Семейные разногласия и конфликты проистекают отнюдь не от несовпадения характеров, а скорее от духовно-культурной недоразвитости супругов.
Не могут спокойно ужиться под одной крышей два самолюбия, две одинаковые потребительские установки. Обоюдное желание брать от жизни вызовет конкуренцию и жестокую борьбу за право диктовать свои условия.

Конфликт в семье - это, прежде всего, неадекватная попытка решить назревшие проблемы регуляции внутрисемейных отношений средствами выплеска эмоций, запретов и взаимных обвинений.
Если мы упускаем из виду, что семья требует непрекращающихся творческих усилий по поддержанию её целостности и благополучия, то мы всегда оказываемся неготовыми к решению жизненно важных проблем. Мы тогда всё время опаздываем принять нужные решения.
Откладывая "на потом", мы в итоге получаем ту же самую проблему, но уже в отягощённом виде. Упускается время - упускаются возможности мирного разрешения конфликта.

Чтобы семейные конфликты не приводили к разрыву взаимоотношений, главное в проблемной ситуации - вовремя что-то изменить, творчески переосмыслить, перегруппировать силы и попробовать улучшить положение.

Принятие жизненно важного решения - это акт духовно-нравственного выбора, конструктивное проявление данной Богом личной свободы.
Оно влечёт за собой ответственность за последующий ход событий и всегда немного пугает: мы боимся ответственности, а потому медлим и начинаем искать виноватых.
Проблема, которая долгое время не находит конструктивного разрешения, приводит в состояние напряжения, угнетения, уныния. Если человек не обращается за помощью к Богу, к другим людям, его душа задыхается, замыкается, теряет жизненные силы. уязвлённое самолюбие требует психологической защиты в виде разнообразных проявлений гордыни: обидчивости, лени, легкомыслия, бравады, подозрительности и др. члены семьи, е способные в этот момент разглядеть под маской гордости возникшую душевную боль, становятся врагами.
Человек начинает с ними бороться и са-моутверждаться в их глазах, делая проявления своего "эго" ещё более ощутимыми и нестерпимыми для окружающих. Так круг замыкается.
Разгорается непримири-мый конфликт, который уже трудно локализовать в силу того, что возникает устойчивая неприязнь друг к другу.

Дружная, зрелая семья не стремится убежать или закрыться от возникшей проблемы, но напротив, прилагает все силы к тому, чтобы её своевременно разрешить, отыскав для этого все необходимые силы и средства.

Важно понять, что дружная семья - это не та семья, где конфликтов вообще не бывает (они возникают всегда), а та, которая единодушна в творческом подходе к жизни и способна к постоянному осознанию самой себя как целостности.

Зрелая семья всегда готова к преобразованиям, её жизнь динамична и насыщенна.
Но это требует усилий и внутренних, и внешних, живое чувство "целостности", "общности" формируется не сразу и не вдруг. В этом участвуют все члены семьи: и маленькие, и взрослые.

Умение обозреть всю ситуацию семейной жизни и сопоставить с ней своё личное субъективное мироощущение представляет собой Дар Божий, который подаётся в первую очередь тем, кто любит своих близких и готов осознанно взять на себя Крест миротворчества и терпения.

По замыслу Божию, таким человеком в семье должен быть мужчина, отец, которому и принадлежит изначально инициатива по созданию семьи.
Но, как правило, таких идеальных условий не возникает. Скорее возникает перекос - чаще всего взваливает на себя груз повседневной ответственности и тревоги за семью женщина, а остальные члены семьи привыкают к потребительской позиции и от творчества отказываются.

Не во всех случаях хороша эта женская готовность "брать на себя"; она извра-щает устои совместной жизни - мужчина, лишённый здорового чувства ответст-венности, становится безвольным и слабохарактерным, теряет своё былое достоин-ство, спивается или уходит из семьи.


Философия семейных ссор: часто ссоры происходят от упрёков жены, которые тяжело принимаются мужем, даже если эти упрёки правильные (самолюбие).
Надо разобраться, откуда эти упрёки: часто они от желания видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, от повышенной требовательности к нему, т.е. от своего рода идеализации.
В этих случаях жена является совестью мужа, и нужно так и принимать её упрёки.
Мужчина, особенно в браке, склонен опуститься и успокоиться на эмпирической данности.
Жена отрывает его от неё и ждёт от мужа большего.

В этом смысле наличие семейных столкновений, как это ни странно, - доказательство осуществившегося брака, и в этом новом человеке, слившемся из двух, жена играет роль совести.

Вот почему между близкими людьми ссоры иногда даже полезны - в огне ссоры сгорает весь мусор обид, недоразумений, накопившийся иногда задолго.
И после взаимного объяснения и исповеди наступает чувство полной ясности и спокойствия - всё выяснено, ничего не тяготит.

Тогда развязываются высшие способности души и, общаясь взаимно, договариваешься до удивительных вещей, достигается полное единодушие, единомыслие.

Священник Александр Ельчанинов


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13