Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 92 февраль 2010 г. >> Православная психология. Может ли семья прожить без конфликтов?

Православная психология. Может ли семья прожить без конфликтов?

Множество болезней нам дается
Читайте также:

 

Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"

Может ли семья прожить без конфликтов?
А если нет, как их разрешать?

Семейные разногласия и конфликты проистекают отнюдь не от несовпадения характеров, а скорее от духовно-культурной недоразвитости супругов.
Не могут спокойно ужиться под одной крышей два самолюбия, две одинаковые потребительские установки. Обоюдное желание брать от жизни вызовет конкуренцию и жестокую борьбу за право диктовать свои условия.

Конфликт в семье - это, прежде всего, неадекватная попытка решить назревшие проблемы регуляции внутрисемейных отношений средствами выплеска эмоций, запретов и взаимных обвинений.
Если мы упускаем из виду, что семья требует непрекращающихся творческих усилий по поддержанию её целостности и благополучия, то мы всегда оказываемся неготовыми к решению жизненно важных проблем. Мы тогда всё время опаздываем принять нужные решения.
Откладывая "на потом", мы в итоге получаем ту же самую проблему, но уже в отягощённом виде. Упускается время - упускаются возможности мирного разрешения конфликта.

Чтобы семейные конфликты не приводили к разрыву взаимоотношений, главное в проблемной ситуации - вовремя что-то изменить, творчески переосмыслить, перегруппировать силы и попробовать улучшить положение.

Принятие жизненно важного решения - это акт духовно-нравственного выбора, конструктивное проявление данной Богом личной свободы.
Оно влечёт за собой ответственность за последующий ход событий и всегда немного пугает: мы боимся ответственности, а потому медлим и начинаем искать виноватых.
Проблема, которая долгое время не находит конструктивного разрешения, приводит в состояние напряжения, угнетения, уныния. Если человек не обращается за помощью к Богу, к другим людям, его душа задыхается, замыкается, теряет жизненные силы. уязвлённое самолюбие требует психологической защиты в виде разнообразных проявлений гордыни: обидчивости, лени, легкомыслия, бравады, подозрительности и др. члены семьи, е способные в этот момент разглядеть под маской гордости возникшую душевную боль, становятся врагами.
Человек начинает с ними бороться и са-моутверждаться в их глазах, делая проявления своего "эго" ещё более ощутимыми и нестерпимыми для окружающих. Так круг замыкается.
Разгорается непримири-мый конфликт, который уже трудно локализовать в силу того, что возникает устойчивая неприязнь друг к другу.

Дружная, зрелая семья не стремится убежать или закрыться от возникшей проблемы, но напротив, прилагает все силы к тому, чтобы её своевременно разрешить, отыскав для этого все необходимые силы и средства.

Важно понять, что дружная семья - это не та семья, где конфликтов вообще не бывает (они возникают всегда), а та, которая единодушна в творческом подходе к жизни и способна к постоянному осознанию самой себя как целостности.

Зрелая семья всегда готова к преобразованиям, её жизнь динамична и насыщенна.
Но это требует усилий и внутренних, и внешних, живое чувство "целостности", "общности" формируется не сразу и не вдруг. В этом участвуют все члены семьи: и маленькие, и взрослые.

Умение обозреть всю ситуацию семейной жизни и сопоставить с ней своё личное субъективное мироощущение представляет собой Дар Божий, который подаётся в первую очередь тем, кто любит своих близких и готов осознанно взять на себя Крест миротворчества и терпения.

По замыслу Божию, таким человеком в семье должен быть мужчина, отец, которому и принадлежит изначально инициатива по созданию семьи.
Но, как правило, таких идеальных условий не возникает. Скорее возникает перекос - чаще всего взваливает на себя груз повседневной ответственности и тревоги за семью женщина, а остальные члены семьи привыкают к потребительской позиции и от творчества отказываются.

Не во всех случаях хороша эта женская готовность "брать на себя"; она извра-щает устои совместной жизни - мужчина, лишённый здорового чувства ответст-венности, становится безвольным и слабохарактерным, теряет своё былое достоин-ство, спивается или уходит из семьи.


Философия семейных ссор: часто ссоры происходят от упрёков жены, которые тяжело принимаются мужем, даже если эти упрёки правильные (самолюбие).
Надо разобраться, откуда эти упрёки: часто они от желания видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, от повышенной требовательности к нему, т.е. от своего рода идеализации.
В этих случаях жена является совестью мужа, и нужно так и принимать её упрёки.
Мужчина, особенно в браке, склонен опуститься и успокоиться на эмпирической данности.
Жена отрывает его от неё и ждёт от мужа большего.

В этом смысле наличие семейных столкновений, как это ни странно, - доказательство осуществившегося брака, и в этом новом человеке, слившемся из двух, жена играет роль совести.

Вот почему между близкими людьми ссоры иногда даже полезны - в огне ссоры сгорает весь мусор обид, недоразумений, накопившийся иногда задолго.
И после взаимного объяснения и исповеди наступает чувство полной ясности и спокойствия - всё выяснено, ничего не тяготит.

Тогда развязываются высшие способности души и, общаясь взаимно, договариваешься до удивительных вещей, достигается полное единодушие, единомыслие.

Священник Александр Ельчанинов


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 242