 |
|
Так называют ещё Великий пост - время строгого воздержания,
приготовляющее христиан к должной встрече праздника
Пасхи.
Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Иисуса
Христа в пустыне.
Не считая Вербного воскресения, в Великой четыредесятнице
остаётся 5 воскресных дней, и каждый посвящён особому
воспоминанию.
|
Каждая из семи недель называется по порядку наступления: первой,
второй и т.д. седмицей Великого поста.
Богослужения Великого поста отличаются тем, что по понедельникам,
вторникам и четвергам не бывает Божественной Литургии (если в
этот день не случается праздника), а читаются и поются
Утреня,
Часы, Изобразительны,
Вечерня.
По средам и пятницам совершается
Литургия
Преждеосвященных Даров,
в воскресенье -
Литургия святителя
Василия Великого, а по субботам - обычная -
святителя
Иоанна Златоуста.
Особенной службой отличаются:
- пятница первой недели (память вмч. Феодора Тирона и благословение
колива);
- четверг пятой недели - читается житие Марии Египетской и
поют Великий покаянный канон
св. Андрея Критского (полностью);
- суббота пятой недели, называемая "акафистной"
- в похвалу Богородицы совершается "неседальное пение".
В первые четыре дня Великого поста прочитывается по частям
Великий
покаянный канон св. Андрея Критского.
Обычай читать четыре первые пятницы Великого поста канон и
акафист
Страстям Христовым (известный как Пассия - страдание,
страсть) был установлен в 17-м столетии киевским митрополитом
Петром Могилой.
Великим постом совершается
Соборование
или Елеосвящение - одно из семи таинств, по учению православной
церкви служащее духовным врачеванием для недугов телесных и духовных,
а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он
не успел раскаяться.
"Таинство святого елея" учреждено Иисусом Христом (Мф.10:1;
Мк.6:13), о существовании его в древней церкви свидетельствуют,
кроме апостола Иакова (Иак.5:14-15) многие отцы церкви и историки.
По правилам Соборование может совершаться над больным, находящимся
в сознании, после покаяния.
Оно не может совершаться над младенцами и осуждёнными на смертную
казнь.
Это таинство может повторяться над одним человеком, но не во время
одной болезни.
По благословению настоятеля в нашем храме уже несколько лет существует
благочестивая традиция Великим постом ежедневно
прихожанами
читается Псалтирь.
Великий пост - время сугубого покаяния, поэтому всё в Богослужениях
настраивает душу на покаянный лад:
-
гораздо больше чтения Псалтири (в будние дни ежедневно прочитывается
8-6 кафизм);
- очень немного пения, причём особым строгим постовым распевом и
с особыми песнопениями;
- меняется и колокольный звон - в будние дни медленные удары в один
колокол возвещают о начале следующей части Богослужения и лишь
к Вечерне звонят в два колокола;
- облачения священнослужителей и храма чёрные или фиолетовые;
- в
будние дни паникадило не зажигается, храм освещён свечами и при
необходимости - небольшими светильниками;
-
длятся постовые Богослужения дольше привычных в остальное время
года.
Во всём нас призывают смириться, ограничить себя, потерпеть, а
в будние дни - даже лишить себя возможности переживать Пасхальное
чувство полной Литургии и лишь в среду и пятницу иметь возможность
Причастия ко Христу.