Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 94 апрель 2010 г. >> Матушка великая, моли Бога о нас!

Матушка великая, моли Бога о нас!

Царственная инокиня Анастасия, урождённая принцесса Александра-Фредерика-Вильгельмина
                        Ольденбургская
К 110-летию со дня упокоения,
26 апреля 1900,
основательницы Свято-Покровского женского монастыря)

В старших классах преподаватель истории объявил, что для желающих открывается факультатив по истории Киева. Таковых нашлось совсем немного - человек 5.
Мы писали работы, рылись в книжках и справочниках, в которых тогда говорилось в основном о соц. периоде, о памятниках революционерам, о заводах и производственных достижениях. Об известных всему миру музеях-заповедниках - Софии и Лавре…

Иногда мы выезжали в центр, и он водил нас, подолгу останавливаясь перед тем или иным зданием, у фонтанчиков в тенистых сквериках и рассказывал о тех, кто создавал наш город, чьим духом он был пропитан.

Санкт-ПетербургОн подарил нам удивительный мир: многовековой, многослойный.
Семён Яковлевич рассказывал о Городе. И всё оживало…

Киевские меценаты конца 19-го - начала 20-го веков стремились к тому, чтобы созданными за их деньги заведениями пользовались как можно больше людей: Киевский общедоступный музей, художественный музеи Терещенко и Ханенко, больница Бродского (возле университета)…
Не говоря уже о большой и оснащённой по последнему слову медицинской техники больнице, созданной при Свято-Покровском женском монастыре, где квалифицированная помощь оказывалась бесплатно.
Более того, неимущие получали и лекарства в аптеке тоже даром.Прп. Анастасия Романова
Вот и это удивительное место - Покровский монастырь - открыл для нас, православных в (пра)бабушках и (пра)дедушках, он - иудей Семён Яковлевич Абарбарчук, преподаватель общественных дисциплин в советской школе.

Это было первое в моей 15-летней жизни посещение действующей обители.
Помню, как вошли через центральные врата со стороны Бехтеревского переулка.
Как обогнули огромный собор, как стояли рядом со входом в нижний храм (не помню, был открыт, не был), а потом сидели там же на скамеечке.
Речь шла о монашеском укладе, об основательнице монастыря - царственной инокине Александре, вероятно, ещё о многом.
Но на сей раз помню не рассказ, а своё ощущение: иной мир, странный.
Зачем? Почему?
Вот идёт женщина вся в чёрном, платок глубоко на глазах, идёт быстро, сосредоточенно, глаза в землю? Как она здесь оказалась, может, у неё нет семьи? А как же родственники?
И так всегда?
Смятение - вероятно, это самое точное слово, которое передало бы моё тогдашнее состояние.
И когда мы вышли из монастыря, было чувство облегчения: вот привычный мир, его у меня никто не отнял.

Знала бы я тогда, где обрету родину, не уезжая с родной улицы, лет через 20…
Всякий раз, подходя к колоколам, чтобы позвонить к Литургии или после богослужения, я мыс-ленно умоляю: "Братики родненькие, иноче Трофиме, иноче Ферапонте, помогайте, молите Бога о мне!"
Обращаюсь к убиенным оптинским инокам-звонарям за реальной помощью.

* * *

Так за реальной помощью долгие годы обращались верующие киевляне, приходя на могилку Матушки Великой - Царственной инокини Анастасии, урождённой принцессы Александры-Фредерики-Вильгельмины Ольденбургской, в замужестве Великой Княгини Александры Петровны Романовой (1838-1900).

Главным делом её отца, принца Петра Георгиевича, была забота о бедных, сиротах, престарелых, увечных, больных, в чём ему горячо помогала супруга, принцесса Тереза (в её ведении находился институт для девочек из необеспеченных семей, она содействовала открытию первой в России Свято-Троицкой общины сестёр милосердия…).

Более 20 лет он возглавлял крупнейшее в державе благотворительное ведомство императрицы Марии. Великодушно и щедро жертвовал личные средства на создание детских приютов, больниц, женских учебных заведений.
После каждого бала во дворце Ольденбургских на нужды обездоленных отсылалась такая же сумма денег, какая была потрачена на увеселения…

Неудивительно, что и дети (их было 8) в семье росли чуткими к горю ближнего.
В ноябре 1855 г. состоялась помолвка старшей дочери - принцессы Александры с Великим Князем Николаем Николаевичем (сыном императора Николая I), а 26 декабря того же года Александра, родившаяся в протестантской семье, перешла в Православие.
С тех пор начинается новый период её удивительного служения людям.

За несколько лет совместной супружеской жизни молодая княгиня открывает медицинские пункты для крестьян, основывает в беднейшей части Санкт-Петербурга Покровскую общину сестёр милосердия из 30 построек. В наши дни в уцелевших зданиях располагается крупнейший кардиологический центр. Великая Княгиня состояла председательницей Совета детских приютов и составила на содержание 23 приютов (для 5 тысяч сирот) колоссальный капитал: 2 млн. рублей. Во время русско-турецкой войны организовала на свои средства санитарный отряд…

В 1879 году после сильного ушиба позвоночника (лошади понесли, карета перевернулась, княгиня вылетела на брусчатку) Александру Петровну парализовало. Она могла двигать лишь левой рукой. В таком состоянии она отправляется в Италию, а затем и к берегам Афона.
На её корабль прибыли афонские старцы, с которыми она долго беседовала и до конца дней считала это время лучшим в жизни.

По возвращении Великая Княгиня поселилась в Киеве. s
Вначале проживала в Мариинском дворце, а затем в доме в Липках, где устроила небольшой скит. Её желанием было основание деятельной женской обители.

Для этого в 1888 г. она купила на Лукьяновке усадьбу площадью около 6 десятин, именно то место, о котором в 1834 г. пророчествовал преподобный Феофил Киевский:

"Здесь воссияет благодать Божия, и на том месте, на котором мы стоим, будет воздвигнут храм Божий, а весь сад обратится в девичий монастырь, и Царственная жена станет его строительницей и правительницей".
11/24 января 1889 г. считается датой основания Киево-Покровского женского монастыря. Всего за год вырос целый городок: монашеские кельи с храмом, больница с домовой церковью, церковноприходская школа для девочек, приют для слепых и неизлечимых больных, приют для сирот и бедных детей, бесплатная амбулаторная лечебница и аптека, странноприимница, рукодельные мастерские (золотошвейная, белошвейная, башмачная, живописная, ризная), просфорня с пекарней, прачечная, библиотека и, наконец, Покровский храм.

Причём в каждую деталь, в каждую "мелочь" строительства, организации, оснащения Александра Петровна вникала с интересом и рассудительностью.

А 1/14 июля 1889 г. произошло чудо - Великая Княгиня получила исцеление от келейного образа Почаевской иконы Божией Матери. И смогла ходить после 10 лет неподвижности.

Осенью того же года Александра Петровна приняла иноческий постриг (став первой инокиней царского рода Романовых!) и стала жить согласно строгому Студийскому уставу.
Впереди были самоотверженное служение днём и ночью у постели больных и у опе-рационного стола, бесконечные хлопоты по дальнейшему устройству обители, в которой со временем (к слову, нереально коротким даже для технических возможностей нашего времени) были сооружены и успешно работали хирургическая (первый рентгеновский аппарат в Киеве был здесь) и терапевтическая больницы…

Во время эпидемии тифа в 1897 г. Великая Княгиня первой открыла отделение на 100 коек для женщин.

Во время чумы в Бомбее, в Андзобе и за Волгой командировала лучших врачей и сестёр туда.

В своей же больнице Великая Княгиня была прооперировала по поводу рака груди.
Келлия-кабинет прп. Анастасии.

Это лишь самый скудный перечень внешних дел; можно бесконечно говорить об из-вестных нам по Промыслу Божиему иноческих подвигах Великой Княгини, о её мудром и любовном руководстве всеми созданными ею учреждениями.

А можно - теперь уже, слава Богу, можно! пойти к мощам Матушки Великой, прославленной в лике святых в конце 2009 года и попросить её святых молитв о нас, грешных.
Поклониться великой труженице и печальнице о всех сирых, убогих.

Удивительным образом жизнь прп. Анастасии предварила жизнь другой германской принцессы: Великой Княгини Романовой - прмц. Елисаветы.

Зная о приближении исхода из жизни временной, прп. Анастасия, страдающая от рака желудка, взывала ко Господу:

"Благодарю Тебя, Боже! Как Ты балуешь меня, послал такую счастливую старость!
Как бы я желала весь мир обнять любовью. Желала бы, чтобы моя обитель, которую я так люблю, поняла меня и была бы внутренне ещё более красива, чем наружно!"
В четверг Светлой Седмицы Матушка упокоилась.
В стране был опубликован Царский манифест, в столицах сняты флаги.

Преосвященный Сергий, епископ Уманский, утешая сестёр, говорил:
"Матушка очень часто любила повторять радостное слово: "Христос воскресе!"
Вот Господь и сподобил Ея почить от земных трудов в такой радостный и светлый для всего мира день Светлого Христова Воскресения, так что печальные погребальные песнопения были растворены радостным пением "Христос воскресе!"

 


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13