Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 94 апрель 2010 г. >> Православная психология. Предназначение мужчины - 2

Православная психология. Предназначение мужчины - 2

Предназначение мужчины
Читайте также:

 

Страничка православного психолога
Из книги Ирины Мошковой "Семейный крест"

Предназначение мужчины очень высоко.
Но как же мало мужчин соответствуют этой высоте…
Чем можно это объяснить и чем помочь?

Период юности связан с возникновением влюбленности и проявлением симпатии по отношению к девушкам. Первые чувства отличаются пылкостью и страстностью.
Юноша-жених очень напоминает молодого петушка, распушающего свое оперение ради того, чтобы произвести на избранницу самое яркое впечатление.
В этот период почти все юноши пишут стихи, хотят достать для любимой девушки "звезду с неба", совершают сумасбродные поступки во имя своей возлюбленной (иногда очень рисованные).

Влюбленность, охватившая молодую душу, в буквальном смысле напоминает заболевание:
юноша-жених находится в состоянии "очарованности", его сознание пленяет красота девушки (ее глаза, ее волосы, ее голос), он может в этот момент ни есть и не спать, может пройти пешком много километров, не уставая, потому что уже ушла последняя электричка.

К великому сожалению, влюбленный юноша в определенном смысле теряет голову,
лишается способности проявлять свойственную мужчине трезвость и рассудительность,
перестает быть лидером в отношениях с девушкой и нередко попадает под женский каблук,
становясь исполнителем ее капризов, прихотей и сиюминутных желаний.

На данном жизненном этапе статус и поведение юноши начинает целиком зависеть от воспитания и характера девушки, которая находится рядом с ним.
Благоразумная и целомудренная девушка никогда не позволит себе смеяться над чувствами юноши, пользоваться его душевным расположением и манипулировать его сознанием.

Замечая возвышенные душевные порывы юноши и его готовность к подвигу самопожертвования, такая девушка всегда по дос-тоинству оценит и постарается подкрепить их своей ответной светлой и благодарной любовью.
В этом случае возникают самые благоприятные возможности для счастливого брака.

Напротив, если девушка своенравна, кокетлива, поверхностна и капризна, возникает опасность опустошения души молодого человека, при котором он, не находя внимания и поддержки со стороны своей возлюбленной, может пережить жесточайшую депрессию и глубокое разочарование в общении с противоположным полом.
После такого крутого перелома мужчина часто теряет смысл жизни, замыкается в себе, теряет способность учиться и рабо-тать, желание обзаводиться семьей, а в некоторых случаях даже стремиться отомстить женщинам такой же ветреностью и непостоянством.

Вставая на позицию Дон Жуана, молодой человек часто повергает свою душу в плен сладострастных переживаний, блудных "похотений", слащаво-сентиментальной мечтательности и тщеславия.

На этом фоне не идут впрок занятия профессиональной деятельностью, личностный творческий потенциал растрачивается впустую, а заработанные деньги уходят на пустое времяпрепровождение и удовлетворение разнообразных удовольствий.
Переходя от одного романа к другому, юноша незаметно для самого себя деградирует как личность, начинает жить одним днем, не имея перед собой ни высокой цели, ни достаточного смысла жизни. Необходимость вступить в брак застает его врасплох.

Достигая стадии мужа, любой мужчина ощущает, что на его плечи возлагается огромная ответственность. Жизнь в браке требует зрелых и серьезных решений и поступков.

Выбор жены и создание семьи требует от мужчины преодоления собственного эгоизма и фиксации внимания исключительно на своей персоне.

Созидание семьи как "малой Церкви" происходит чрезвычайно медленно и сложно, даже если супруги являются искренне верующими людьми.
Это связано с тем, что им предстоит решить несколько разноуровневых задач:
во-первых, необходимо научится взаимодействовать в совместной практической деятельности ( ведении хозяйства и организации быта;
во-вторых, научится взаимной терпимости и притереться характерами;
в-третьих, добиться взаимопонимания и согласовать принципиальные жизненные позиции;
в-четвертых, что самое сложное, обрести общие духовные ценности, подлинную христианскую любовь взаим-ное доверие.

Поврежденность грехом лишает супругов возможности естественным путем решить обозначенные задачи.
Как правило, в семье разгорается настоящая война: происходит борьба характеров, борьба самолюбий, позиций и жизненных установок, ценностных ориентаций. Победить в этой борьбе никто не может, но мы, тем не менее, ее начинаем и подчас ведем долгие годы, изнуряя свою душу, нервы и силы.

Вспомним стихи Тютчева, которые прекрасно передают смысл происходящей супружеской войны:
"О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы от всего вернее губим, что сердцу нашему милей!"

Чем дольше длится эта бессмысленная и бесполезная борьба, тем яснее становится, что самое важное - это "погода в нашем доме, а остальное суета".
Каждый знает, что все остальные жизненные дела ладятся, если эта погода "благоприятная".

Если мужчина не готов к браку, не осознает своего божественного предназначения - быть соработником Богу, достигая через подражание Христу обожения и святости жизни - семейная жизнь воспринимается им не как путь ко Спасению, а как некий обременительный хомут на шее, который давит на него и лишает свободы.

Поэтому у такого "супруга" не возникает желания добровольно "взять свой жизненный Крест", как заповедовал Спаситель, а напротив, формируется потребность любыми путями сбросить тяжелую ношу. Человек, не подготовленный к браку, подсознательно стремится уйти от обязательств, от необходимости учитывать желания, мнения и состояния своей спутницы жизни.

Как правило, это выражается в том, что муж подолгу задерживается на работе, почти не занимается с детьми, с большим нежеланием выполняет домашние обязанности, просьбы и поручения своих близких, подолгу просиживая перед телевизором или компьютером, а часто просто спивается или заводит любовницу.
В последнее время женщины часто слышат от мужей: " Я деньги зарабатываю, чего тебе еще надо?"
Брачное наставление апостола Павла: "Жена да убоится своего мужа", - такие мужчины понимают столь вульгарно, что позволяют себе бесцеремонно и грубо, а то и жестоко, обращаться со своими женами.
В этом случае вместо жертвенной христианской любви мужчина приносит в дом злобу, разрушение и животный страх.

Мужчина, перестающий радеть о благополучии своих близких, стремящийся освободиться от обязанностей и ответственности, закономерно теряет статус главы семейства и переходит на позицию взрослого и капризного ребенка.

Подобные превращения мужа в ребенка пагубным образом отражаются на духовно-нравственном и психо-эмоциональном состоянии женщины, заставляя ее в одиночку справляться с проблемами воспитания детей и повседневной семейной жизни.

Конфликтная семейная жизнь, лишает людей радости, взаимного доверия и надежды на лучшее будущее, без которых нормально существовать ни один человек не может.

Супруги, призванные Богом к теснейшему взаимному единению, но пребывающие в состоянии взаим
ной вражды, постепенно теряют взаимопонимание и уважение друг к другу, становятся раздражительными и взаимно нетерпимыми к индивидуальным проявлениям характеров,
склонностей и привычек, начисто теряют способность договорится друг с другом в отношении распределения хозяйственных функций и повседневных обязанностей.


Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 78