|
|
Нередко
при чтении Евангелие у нас возникают вопросы и недоумения.
Пожалуй, самое авторитетное толкование написано ещё
в конце 11 - начале 12 веков святым блаженным Феофилактом,
архепископом Бологарским. |
К этому труду и обратимся.
Евангелие от Матфея, глава XXIII, 16-22.
"Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто
поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом
храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же
кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий
дар?
Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем,
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся
небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем".
Называет фарисеев слепыми за то, что они не хотят учить тому,
чему должно; предпочитая второстепенное, пренебрегают важнейшим.
Они предпочитают в храме золото, херувимов и золотую стамну
самому храму.
Потому и народ они учили, что не имеет большой важности поклясться
храмом, а важна клятва золотом, украшающим храм. Между тем это
золото потому только и досточтимо, что находится в храме.
Подобно этому они говорили: дары, положенные на жертвенник,
досточтимее самого жертвенника. Вследствие этого, по учению
фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными
в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость
того, чем клялся.
А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой
от жертв.
Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать
ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так
из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась ничтожною.
Христос не позволяет жертву ветхозаветную считать выше жертвенника.
И у нас, христиан, алтарь освящается дарами; Божественною благодатью
хлеб прелагается в самое Тело Господне, которым и освящается
жертвенник, или алтарь.