Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 95 май 2010 г. >> О чем говорят жесты на иконах?

О чем говорят жесты на иконах?

Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург)
Читайте также:
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство - будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность?

Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба.
А во-вторых, потому, что и сам способ изображения - необычный.
Одна из главных его особенностей - глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет - всё имеет на иконе свое значение.

Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта "Православие и мир" несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь.

Первый рассказ - о жестах.

За несколько веков сложился определенный канон - как писать руки и жесты святых.
Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону.
Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.

Cвятитель Игнатий Брянчанинов Благословляющая десница.
Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) - это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение - благословение именем Святой Троицы.
С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан.
Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским;
святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских;
преподобный Серафим Саровский,
святитель Игнатий Брянчанинов.

… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Святой князь Глеб
Праведный Феодор Ушаков
Ладонь праведника.

Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек - человек правды - открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства.
Такими были, например, святые князья Борис и Глеб.
Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.

С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью
души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся.
И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
Мученица Анастасия Две ладони, раскрытые на груди.

Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие - как молитвенное обращение к Богу.
С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Преподобный Василиск Сибирский Рука, приложенная к сердцу, - жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве.

Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского.
Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.
Преподобная Мария Египетская Руки, скрещенные на груди.
С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую.
Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы.
Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…".

Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 17