Храм свт.Феодосія ЧернігівськогоХрам свт.Феодосія Чернігівського
тел. 066-996-2243
 
День за днем
Про важливе
Бібліотека
Недільна школа
Милосердя
Сервіси сайту
Главная >> Газета 'Колокол' № 96 июнь 2010 г. >> Жизнь по церковному уставу

Жизнь по церковному уставу

Священноисповедник Афанасий Ковровский (Сахаров)
Читайте также:

страницы труда священноисповедника
Афанасия Ковровского (Сахарова)

Четверток седьмой седмицы
по Пасхе

Древняя Русь имела день, в который, главным образом, по городам, совершала особое поминальное моление.
Это был четверток перед праздником Святой Троицы.
В этот день русские люди совершали трогательное дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казнённым преступникам.
Смерть всё сглаживает, и братья о Христе даже о распутных братьях с любовью молятся и совершают всё заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются все благочестиво скончавшиеся православные христиане.

В прежние времена все усопшие православные обычно погребались около своих приходских храмов.
До 2-й половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ.
Не было и сельских кладбищ вдали от храмов.
Лишь для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, близ города или селения убитых проезжих или прохожих, убитых в разбое, а также для погребения казнённых, отводились особые места, где строились специальные здания, в которых собирались тела таких умерших до их погребения, которое происходило без совершения каждый раз церковного погребального чинопоследования.
Эти здания с прилегающими к ним кладбищами назывались "скудельницами", "убогими домами", "Божьими домами", "Божедомками".
Наблюдение за этими домами и кладбищами поручалось особому приказчику, который вёл соответствующие записи, занося в особый список имена усопших, которые можно было установить.
(Среди неизвестных усопших могли быть и неправославные.
Их, конечно, погребли отдельно.
Отличить православных от неправославных в те времена было нетрудно, ибо тогда все православные носили на себе кресты).

В четверток перед праздником Святой Троицы православные стекались на "убогие дома",
принося с собой всё необходимое для заупокойного богослужения: свечи, ладан, коливо, одежду, саваны, гробы для ещё не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы.

Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к "убогим домам" храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток - литургия.
Для совершения богослужения назначался кто-нибудь из церковных властей (архимандрит, игумен, протопоп) и поповские старосты (благочинные) с собором духовенства.
Православные обряжали ещё не погребённых покойников, полагали в гроб, приготовляли к погребению.
По окончании литургии духовенство и всё "народное множество" с крестным ходом исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны.
"А которым у божедомского приказчика в году умершим прибыльным имян в записке нет,
и тех поминати по прочтении имян: помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих,
ихже имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащим и повсюду православных христиан,
о них же поминание творим: о простити им всякое согрешение, и всё до конца бывает погребение, всё по обычаю.
И по погребении божедомский прикажчик покрывает тела умерших полотном, и по полотну игумен и священницы посыпают землю. Потом поставляют стол и на нём кутью и начитают панихиду по Уставу.
И по отпетии панихиды творять поклонение по чину, и по поклонах поминает игумен умерших кутею, и по нём иереи и диаконы, и по них божедомский прикажчик и все боголюбивые мужие".
Затем из снедей, принесеннях православними, устоялась общая поминальная трапеза для духовенства и всех участников погребения, в особенности для неимущих и нищей братии.

К сожалению, добрый обычай старины заботиться о погребении непогребённых и о поминовении оставшихся без церковного напутствия совсем забылся с уничтожением в XVIII веке Божиих домов.
А между тем послужить в той или иной форме усопшим, не только близким, но и чужим и незнаемым, должно бы быть любимым делом каждого православного, потребностью братской любви.

Служение усопшим свидетельствует о степени христианского братолюбия, и потому приносит великую пользу тем, кто ревнует о таком служении.

Ангел Господень говорил праведному Товиту, погребавшему всех оставшихся непогребёнными своих соплеменников, о которых он узнавал:
"Когда ты похоронил мёртвых, я был с тобою.
И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мёртвого,
твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою".

* * *

Дай Бог, чтобы после нашей кончины о нас молились дети и внуки.
Они знают нас, а дальше?
Если мы помянем неизвестных нам усопших,
то, может быть, по милости Своей, Господь вложит в души неведомых нам
потомков помянуть и нас, недостойных?



Святителю отче наш, Феодосіє, моли Бога за нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосія Чернігівського
© 2009-2023 Храм свт.Феодосія Чернігівського
(03179 Київ, вул. Чорнобильська, 2. тел. +38 066-996-2243)

За благословінням Блаженішого Володимира, Митрополита Київського і Всієї України.

Головний редактор - протоієрей Олександр Білокур , Головний редактор - Олена Блайвас, Технічний редактор - Олександр Перехрестенко


Відвідувачей на сайті: 173