Архимандрит Спиридон (в мире Кирилл Николаевич Лукич,
в схиме Дионисий) родился 30 июня 1908 года в Киеве, в
дворянской семье, где издавна были сильны православные
традиции.
Отец его был генералом.
В доме была хорошая библиотека - и духовные книги, и светская
литературная классика.
С самого раннего возраста мальчик Кирилл много читал,
и, очевидно, писания святых отцов начали привлекать его
все более и более, так как, едва окончив третий класс
гимназии, он поступил в Киевскую Свято-Троицкую Ионинскую
общежительную пустынь послушником - эта обитель находилась
здесь же, в Киеве.
Это произошло Великим постом в 1921 году.
Стройный черноволосый отрок с великой радостью надел подрясник
и с этих пор никогда ни на единый миг не усомнился в правильности
своего пути.
Господь даровал ему много талантов - он пел, имел музыкальный
слух, способности к живописи.
В Ионинской обители была иконописная школа, где он и стал
учиться писать иконы.
Вместе с тем он нес послушание на клиросе.
Ещё талант - великолепная память.
Богослужебные тексты, песнопения - всё помнил он и в дальнейшем
стал одним из редких знатоков православного богослужения
- к нему всю его жизнь обращались в трудных и спорных
случаях священники и архиереи со всех концов страны.
В 1926 году он перешёл в Киево-Печерскую лавру и там 17
июня 1929 года настоятелем Лавры, архимандритом Ермогеном
был пострижен в монашество с именем Спиридон.
В 1930 году его рукоположили во иеродиакона, а в апреле
1934-го - во иеромонаха.
После захвата Лавры обновленцами он ушел в городскую церковь
Святой Ольги и потом, снова и снова уходя от наступающих
обновленцев, в Богоявленский собор, затем в Николаевскую
церковь на Аскольдовой могиле.
В августе 1937 года иеромонах Спиридон был незаконно арестован
и провел десять нечеловечески трудных лет в Вятлаге.
Эти годы сильно подорвали его здоровье, но духовно еще
более укрепили.
В декабре 1947 года он вернулся в Киев, получил отказ
властей в прописке и отправился в Житомирскую епархию
настоятелем Михайло-Архангельской церкви в селе Крыловка.
В мае 1956 года иеромонах Спиридон был возведен в сан
игумена, а в марте 1961 года - архимандрита.
Были трудные для Церкви "хрущевские" времена.
Батюшку, не отличавшегося крепостью здоровья, переводили
с места на место: в Чернигов, Тверь, Пензу...
Когда наконец в июне 1988 года была вновь открыта Киево-Печерская
лавра, наместник ее, архимандрит Ионафан, хотел все в
ней устроить по-прежнему, благолепно и чинно, и тут нельзя
было обойтись без архимандрита Спиридона, единственного
в своем роде знатока лаврских традиций и служб. За всем
обращались к нему.
Он же с 1970 года жил на покое в Житомире в своем небольшом
домике.
Наместник Лавры призывал батюшку в духовники лаврской
братии, но тот долго не соглашался, так как не верил советской
власти, говорил, что как открыли они Лавру, так и закроют,
когда захотят...
Однако с начала 1990 года он - духовник Лавры, приезжает
туда и подолгу живет, особенно в дни постов или праздников.
Его любили и к нему стремились не только лаврские насельники,
у него было огромное количество духовных чад. Он был строг,
но милостив и даже ласков...
Во время предсмертной болезни о. Спиридон был пострижен
в схиму с именем Дионисий.
День его смерти - 2 сентября 1991 года - отозвался глубокой
скорбью во многих сердцах.
После батюшки осталось несколько тетрадей большого формата
- его записки, которые он вёл в 1980-е годы в Житомире.
Сюда в беспорядке, как вспоминалось, занесено огромное
количество ценнейшего материала в виде заметок (иногда
довольно больших, почти статей) по вопросам литургики
богослужебных чинопоследований церковного пения.
О. Спиридон припоминал старинные правила, практиковавшиеся
в Лавре, забытые детали иноческого быта.
В этих описаниях чувствуется глубокая любовь к монашескому
образу жизни.
В действующем церковном уставе он находил неточности,
вкравшиеся туда ещё чуть ли не со времен Патриарха Никона.
Ниже читателю предлагаются небольшие отрывки из воспоминаний
архимандрита Спиридона.
Автор настоящей заметки познакомился с батюшкой в селе
Крыловка Житомирской епархии, где еще мальчиком жил с
матерью.
С тех пор - и навсегда - о. Спиридон стал его духовным
отцом.
Протоиерей Владимир Чувикин
О пещерах Киево-Печерской Лавры
Умерших из братии сначала замуровывали на три года
в стену. Потом вынимали.
Если остались одни косточки, то клали в обитую братскую
усыпальницу, а черепа клались на полку (поэтому много
мироточивых безымянных глав и до сих пор).
Они помещены в закрытых стеклянных сосудах, и видно
миро, и они размягчены, как бы растворяются (мощи Святителя
Николая ведь растворились в миро. Одни кости плавают.
Папа Римский разрешил доступ всяким ученым, так они
мощи переложили, тщательно выбрали все миро, вытерли,
проверили, нет ли щелочки, чтобы грунтовые воды проникли,
- и снова мощи положили. Через сутки рака, гробница
уже наполовину была полна).
Если же через три года вынут - и тело нетленно, тогда
клали еще на три года (может, под проклятием - земля
не принимает).
Ну, уж потом нетленные мощи в открытых гробах стояли.
Лица закрыты (как полагается монахам), одеяние без рукавов,
чтобы при переоблачении не поломать скелета, - тело
ведь сохнет. Руки - открыты.
Раньше все мощи лежали открыто, не под стеклом, на лоточках
с четырьмя ручками, чтобы удобнее было поднимать и чтоб
не поломать.
В пещерах сыро, одежда тлеет. Переоблачали мощи каждый
год (вот уже 20 лет как это некому сделать). Вот ведь:
сыро, а тела угодников Божиих высыхают!..
В пещерах ежедневно служили раннюю Литургию...
Если брат умирал, в пещерах служили парастас и раннюю
заупокойную Литургию...
При постриге внутри пещер служили отдельную Литургию
(беззвонную).
Сейчас почему-то стало принято совершать постриг в монастырях
после вечерней службы, но чин пострижения, как и посвящения
в священные степени, должен совершаться на Литургии.
Если случалась память святого, почивающего в пещерах,
ему служили полиелей (в Ближних пещерах 73 мощей, в
Дальних - 45).
Служили в наружной церкви, наверху пещер.
Во время службы служащий иерей и несколько певчих шли
в пещеры петь величание святому и совершать каждение...
А наверху служба идет - поют святому величание дальше
с избранными стихами, пока те не вернутся.