Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. 066-996-2243
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Газета 'Колокол' № 97 июль 2010 г. >> 3/16 июля – день памяти блаженного Иоанна Московского

3/16 июля – день памяти блаженного Иоанна Московского

Блаженный Иоанн Московский

3/16 июля - день преставления
блаженного Иоанна Московского,
по прозвищу Большой Колпак,
Христа ради юродивого

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец родился в конце XV века в вологодских пределах. В молодости он трудился на солеварнях, где был "водоносцем".
С тяжёлым трудом святой соединил строгий пост и молитву.
Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день.
Перейдя в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви и начал подвиг юродства. Носил длинные волосы до плеч и вериги в виде тяжелых железных крестов, а на голове большой железный колпак, за что прозван был "Иоанн-Большой колпак".
Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился, помышляя о "праведном солнце"..
Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки.
В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским (+1616), тоже носившем на себе ради спасения России непомерно тяжёлые "труды" - железа.

Далее блаженный отправился в Москву.
По городу ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что "в Москве будет много видимых и невидимых бесов".
Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал.
Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова:

"Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждёт, да больно бьёт".
Блаженный Иоанн МосковскийОднажды святой Иоанн пришел в Калугу.
В течение всего дня он бегал по улицам и кричал: "Железные ворота!"
Горожане поняли, что это предупреждение, и снесли свое имущество в амбары с железными воротами. На другой день вспыхнул пожар. Весь город сгорел, но никто разорён не был.

Однажды блаженный встретил хромого человека по имени Григорий.
Он расспросил его о болезни и узнал, что Григорий два года назад вывихнул ногу и с тех пор нога не заживает. Во время разговора блаженный Иоанн как бы нечаянно наступил на больную ногу, и она тотчас стала здоровой.

Перед смертью святой Иоанн указал себе могилу у храма Покрова на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного.
Готовя себя к погребению, он снял вериги и трижды облился водой.
Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня.
Скончался он в 1589 (или 1590) году. Известно, что умер он в мовнице (бане).

На погребении святого в Покровском храме были царь Феодор Иоаннович, архиереи Русской Церкви и множество народа. Покровский Храм
Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян.
Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна.

Служба блаженному Иоанну была составлена вскоре после его кончины, при царе Феодоре Иоанновиче (+1598 г.).
Житие составлено, согласно некоторым источникам, монахом Иосифом (в миру священник Иоанн Наседка, сотрудник преподобного Дионисия Радонежского (+1633; память 12/25 мая) по исправлению богослужебных книг) в 1647 году.
Нетленные мощи угодника Божия были открыты 13 июня 1672 года.
17 января 1916 года придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе, где под спудом почивали святые мощи, был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.


Юродивые - подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя один из тяжелейших подвигов - подвиг внешнего, кажущегося безумия.
Основанием для этого послужили слова апостола Павла из первого Послания к Kоринфянам:

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Kор. 1, 18), если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Kор. 3, 18).
Юродивые (а прославлены они как блаженные) отказывались ради Христа не только от внешнего разума, от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды.
Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на неё как на выполнение определенных этических норм.

По словам святителя Афанасия Александрийского:
"Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными.
Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных.
Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю".
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента: попрание тщеславия; подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения; служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

Блаженный Иоанн МосковскийПодвиг юродства - специфически православный.
Kатолический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси.
Первые русские юродивые - Исаакий Печерский и новгородец Прокопий Устюжский.
Василий Московский, Ксения Петербургская, Пелагея Дивеевская, Матрона Московская

По большей части юродствовали миряне, но можно назвать и несколько юродивых - монахов.
Среди них св. Исидора, первая по времени юродивая (ум. 365), инокиня Тавенского монастыря; св. Симеон, прп. Фома.
Наибольшую известность из юродивых получил св. Андрей.
С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы.



Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Газета Колокол | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 22