|
|
Византийцы
считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали
иконы, сияющие позолотой и яркими красками. |
У каждого цвета было свое место, свое значение.
Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но
всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и
слово, ведь каждый из них имел свое значение.
Одна или несколько красок создавали говорящий образ.
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили
символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой,
как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более
живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать
произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеал.
|
Золотой цвет
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние
Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает
ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет
различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
|
|
Пурпурный цвет
Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской
культуре.
Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.
Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами
и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные
одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось).
Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали
пурпурной тканью.
Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери -
царицы Небесной.
|
|
Красный цвет
Красный - один из самых заметных цветов в иконе.
Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.
Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения -
победы жизни над смертью.
Но, в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы
Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным
небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога
архангелов-серафимов.
Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
|
|
Белый цвет
Белый цвет - символ Божественного света.
Это цвет чистоты, святости и простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали
в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по
правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших
людей и ангелы.
Но белым цветом изображали только праведные души.
|
|
Синий и голубой цвета
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ
иного, вечного мира.
Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе
и земное и небесное.
Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены
небесной синевой.
|
|
Зеленый цвет
Зеленый цвет - природный, живой.
Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного
обновления.
Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась
жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый цвет
Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и
тленного.
Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот
цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
|
|
Черный
цвет
Черный цвет - цвет зла и смерти.
В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы -
и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.
Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину
Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия
Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ
отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть
при жизни.
|
|