Преподобный
Алипий, иконописец Печерский, был замечательный художник,
и иконы его ценились чуть не на вес золота.
Причиной этого, как сказано в житии его, было то, что
он научился иконописному искусству не ради приобретения
богатства тленного, но чтобы обогатить себя добродетельми.
Он писал иконы для всех; но нужно заметить, что за труд
свой с игумена, братии и с церквей не брал ничего.
Он просил многих, чтобы указывали ему на обветшавшие
иконы в церквах и таковые безмездно (даром, не беря
мзды - платы) исправлял.
А когда никакого дела ему не представлялось, он занимал
золото и серебро на нужный материал для икон, продолжал
свои труды и написанными вновь иконами уплачивал свой
долг. Он поступал так, чтобы никогда не быть в праздности
и чтобы уподобиться древним Святым Отцам, которые занимались
рукоделием постоянно, и самому апостолу Павлу, который
о себе сказал: нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили
руки мои сии (Деян. 20, 34).
Если же когда случалось Алипию приобрести себе что-нибудь
за труд от посторонних, тогда он приобретённое разделял
на три части: первую отделял на материал, нужный для
икон, вторую на милостыню нищим и третью на нужды монастырские.
И так он поступал ежегодно, не давая себе покоя ни днём,
ни ночью.
Ночь он проводил во бдении, молитвах и поклонах, а днём
со всяким смирением, нестяжанием, чистотой, терпением,
постом, любовью, богомыслием занимался рукоделием.
Праздным же его никто не видал никогда.
И при всём этом молитвы церковной он также никогда не
оставлял.
И находил ещё время для дел милости духовной и телесной.
Такова была жизнь преподобного Алипия. Она многому научает
нас.
И, во-первых, она научает нас полученные от Бога таланты
употреблять так, чтобы чрез них прежде всего обогатить
себя добродетелями.
Будем же данные нам способности и силы употреблять во
славу Божию, на пользу ближних и во спасение нашей души,
и тогда и на нас исполнится слово Божие: всякому имеющему
дастся и приумножится (Мф. 25, 29).
Второе, чему научает нас жизнь преподобного Алипия,
это то, чтобы мы были трудолюбивы. Будем же вести
так себя, помня слово Господне: в поте лица твоего снеси
хлеб твой (Быт. 3, 19), и что терпенье и труд всё перетрут,
а праздность есть мать всех пороков.
Далее у преподобного Алипия научаемся тому, как распоряжаться
тем, что приобретено нами честным трудом.
Алипий, как слышали, заработанное им делил на три части:
на себя, на бедных и на монастырь.
И мы, что нам необходимо, оставим на себя, сколько возможно
более уделим нищим и что возможно дадим и Церкви Божией,
и так и должно быть: ибо подает и сие творити, и оных
не оставляти (Мф. 23, 23).
Наконец, слышали, что Алипий в молитвах и поклонах находил
возможность проводить время, и молитвы церковной не
оставлял. Будем подражать ему и в этом. Беседа с Богом
есть самая необходимая и сладкая пища для души, и без
молитвы жить христианин не может.
Потецем же по стопам преподобного Алипия, да Царствие
Небесное постигнем (1 Кор. 9, 24).
Аминь.