Кроме Псалтири чтение и других книг Священного
Писания в пмять живых и усопших может быть также полезно
и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается,
особенно чтение Святого Евангелия.
Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать Евангелие
за находящихся в тяжёлых обстоятельствах.
"Чтение Псалтири, - говорит известный подвижник Киево-Печерской
Лавры иеросхимонах Парфений, - укрощает страсти, а чтение
Евангелия попаляет терния грехов наших: ибо слово Божие
огнь попаляяй есть.
Однажды
в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении
одной благотворившей мне душе, и вот вижу во сне поле,
покрытое тернием.
Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле
остаётся чисто.
Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее
поле, - грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший
его, - Слово Божие, тобой за неё чтомое".
Известны и другие случаи плодотворного действия чтения
Св. Евангелия для тех, за кого оно было читаемо.
Чтение же его за усопших находит своё основание и оправдание
и в обычае, твёрдо установившемся у нас: читать Св. Евангелие
у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах
- и у гроба мирян, особенно на Пасхальной седмице.
Поминовение на домашней молитве неправославных
На домашней молитве по благословению отца
духовного может быть совершено поминовение даже и тех,
кого нельзя поминать на церковном богослужении.
О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился
об умерших язычниках, и это приносило им отраду.
Синаксарь субботы мясопустной повествует о том, что
святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре
Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна.
Такой строгий ревнитель Православия, как преп. Феодор
Студит, не допуская открытого поминовения на литургии
усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для
близких их поминовение тайное: "разве только каждый
в душе своей молится за таких и творит за них милостыню".