Вряд ли найдётся верующий человек, не слыхавший о чудесных
явлениях, связанных с этими иконами. Но есть менее известные
нам сегодня образы.
Один из них - Петровская икона.
* * *
"Святителей Петра, Филиппа, Ермогена, Филарета,
Тихона…" - уже привычно слышим мы на литии имена
великих угодников Божиих в ряду иных святых.
До времени это просто некогда жившие святые.
Но вот однажды волею Божиею ты попадаешь на Соловки.
И по возвращении при имени святителя Филиппа уже чувствуешь
тепло в сердце: ведь ты был у него дома, ходил по тем
же лесным тропинкам, дышал тем же свежим воздухом Белого
моря, исповедовался на камне, который Святитель клал
себе под голову вместо подушки в минуты отдыха. А ещё
прикладывался в Успенском соборе Московского Кремля
к его мощам.
* * *
Какими
же незримыми нитями связаны мы со святителем Петром,
митрополитом Московским и всея Руси, чудотворцем (†1326)?
Его память празднуется 5 раз в году: в день кончины
(3 января н./ст.), в соборе Волынских, Московских святых,
в соборе пяти святителей Московских и всея России чудотворцев
и
6 сентября - день перенесения мощей святителя Петра
празднование Петровской иконы Божией Матери.
У Господа нет случайностей.
Празднование Петровской иконы совпадает со днём перенесения
мощей Святителя Петра, ведь именно он и написал этот
образ, и по его имени называется эта чудотворная икона.
Святитель Пётр родился около 1260 года на Волыни в знатной
боярской семье.
Перед его рождением его мать увидела во сне, что она
держит на руках агнца, а между рогами его растёт дерево,
покрытое цветами, плодами и горящими свечами.
В 12 лет Пётр поступил в монастырь и проходил различные
послушания, а ещё учился иконописи. После рукоположения
в иеромонаха Пётр отправился в безмолвное место на реке
Рати, и через какое-то время там образовался Новодворский
Спасо-Преображенский монастырь.
Нередко к теперь уже игумену Петру приходил за духовными
наставлениями Галицкий князь Юрий Львович.
Однажды обитель посетил митрополит Киевский и всея Руси
Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения
и назидания.
Игумен Пётр принёс в дар владыке написанный им образ
Пресвятой Богородицы.
В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил разорённый
татаро-монголами Киев и перенёс кафедру русских митрополитов
в град Владимир на Клязьме.
С собою он взял Петровскую икону, богато украсил её
и до конца дней своих молился перед ней в своей келье.
Когда же в 1305 году владыка Максим скончался, встал
вопрос о его преемнике. Галицко-Волынский князь Юрий
Львович послал в Царьград (тогда митрополитов поставляли
на кафедру в Византии Константинопольские патриархи)
игумена Петра, а великий князь Тверской и Владимирский
- игумена Геронтия.
Игумен Пётр прибыл первым, игумена же Геронтия задержала
буря на море.
В штормовую ночь ему явилась Богородица, как изобразил
её игумен Пётр, и изрекла: "Напрасно ты пустился
в столь дальний путь. Не на тебя будет возложен святительский
сан, но тот, кто написал образ Мой, смиренный игумен
Пётр возведён будет на верховный престол митрополии
Русской, и украсит его, и возвеличит".
То же было открыто и патриарху Афанасию.
Он, возведя игумена Петра в архипастырский сан, благословил
его написанным им же образом.
Пётр получил титул митрополита Киевского, но, как и
его предшественник, перенёс кафедру во Владимир.
А в 1325 году кафедра предстоятеля Русской Церкви была
навсегда перенесена в молодую столицу Русского государства
Москву.
Совершивший сие знаменательное перемещение митрополит
Пётр взял с собой и Петровскую икону, которую до его
прославления называли ещё "Животворивой".
После кончины святителя, последовавшей на молитве во
время вечерни 21 декабря 1326 года, этот образ был поставлен
в кремлёвском Успенском соборе у его честных мощей.
В середине 16-го столетия Петровская икона считалась
вторым после Владимирской из наиболее чтимых образов
Успенского собора.
14 марта 1613 года её в числе иных святынь принесли
с крестным ходом из Москвы в Ипатьевский монастырь,
где был избран на царство Михаил Феодорович, первый
царь из династии Романовых. Именно с ней в Кремле ходили
на водоосвящение в навечерие Крещения Господня, а в
дни памяти святителей возлагали на аналое у рак святителей.
Вплоть до 1880-х годов она пребывала в главном алтаре
Успенского собора, затем её перенесли в Петропавловский
придел к другим святыням: частице ризы Богородицы, ризе
Господней и гвоздю от Креста Господня.
Однако на рубеже ХХ столетия следы иконы внезапно и
странно теряются, и ныне можем молиться лишь перед её
списками.
Самый первый образ был небольшой "пядничной"
(от слова пядь - "протяженье меж большого и указательного
перстов, растянутых по плоскости", читаем мы в
Толковом словаре русского языка В.И.Даля, около 15 см)
иконой с изображением Богородицы и Младенца слева от
неё. Характерная деталь - рука Пречистой положена на
грудь Младенца.
Издавна чтимый список с Петровской иконы хранился в
г. Калуге. Недавно во Львовском Спасо-Преображенском
женском монастыре также появился список Петровской иконы:
в монастыре особенно почитается наш земляк свт. Пётр
Ратынский, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.
Именно в воспоминание о его обители на реке Рате названа
молодая Львовская обитель.
Святитель Пётр уже через 13 лет после кончины был причислен
к лику святых.
При его гробе князья целовали крест в знак верности
князю Московскому; здесь нарекались и избира-лись русские
Первосвятители; как особо чтимый святой он призывался
в свидетели при составлении государственных договоров;
ни одно значительное государственное начинание не обходилось
без молитв у его мощей.
Святые мощи святителя Петра трижды обретались нетленными.
Сохранились два поучения святителя Петра, касающиеся
семейной жизни.
Святителю отче наш Петре, моли
Бога о нас!