А
Агнец — (слав. ягненок) - литургический хлеб,
употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии.
Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются
в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются
духовенство и верующие.
Акафист — (греч. неседальное [пение], молитва, во время которой
не сидят) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист
посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника
или святого.
Алтарь — (лат. высокий жертвенник) - восточная, главная часть
храма, в которой находится престол.
Амвон — (греч. восходить) - часть солеи, выдающаяся полукружием
в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей,
ектений, чтения Евангелия и т.п.
Антиминс — (греч. - вместо и лат. престол)
- плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
Антипасха — (греч. напротив Пасхи) - первое воскресение после
Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день
вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение
Фомы (см. Ин. 20; 24:29).
Апостол — (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный
и посланный Им на проповедь; 2. Богослужебная книга, содержащая часть
Нового Завета: Деяния и Послания св. апостолов.
Артос — (греч. хлеб) - квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый
в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели.
Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную
ночь.
Архидьякон — старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание
архидьякона дается в качестве награждения.
Архиепископ — (греч. старший среди епископов) - первоначально
архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько
епархий. ЕПИСКОПЫ, Управляющие епархиями, были подчинены архиепископу.
Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие
крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви
титул "архиепископ" является почетным, предшествует титулу
"митрополит".
Архиерей — (греч. старший священник, начальник священников)
- священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства.
Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить
церковной жизнью.
Архимандрит — монашеский чин. В настоящее время дается как
высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею
и протопресвитеру в белом духовенстве.
Б
Бессребреник — святой, раздавший свое имущество и живший, не
принимая денег. Напр. - св. бессребреники Козьма и Дамиан.
Благоверный — царь или князь, много способствовавший укреплению
православия и причисленный церковью к лику святых; напр. - благоверный
князь Александр Невский.
Благочинный — священник, назначенный епархиальным архиереем
для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной из частей
епархии - благочиния.
Богородичен — тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
В
Ваий Неделя — праздник Входа Господня в Иерусалим. Название
происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы
(вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали
Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси вместо пальмовых
ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника
- Вербное воскресение.
Венцы — короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.
Венчание — богослужение, во время которого совершается таинство
брака, благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается
священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник
был из белого (немонашествующего) духовенства. В Русской Православной
Церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе,
на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е.
в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).
Вечерня — общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня
различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается
в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня
- под праздники и воскресения.
Викарии — (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии
и помогающий в управлении другому архиерею.
Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или
архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная
вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют
с целью духовного укрепления.
Возглас — краткое молитвословие, провозглашаемое священником
или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой
молитвы.
Воздух — большой четырехугольный покров,
которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически
изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа (см.
Лк. 23; 53).
Врата Царские — главные врата иконостаса, двухстворчатые двери
напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей
во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения
и четырех евангелистов.
Всенощное Бдение — общественное богослужение, совершаемое вечером
под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни,
праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой
торжественностью.
Вульгата — латинский перевод Библии. Сделан блаженным Иеронимом
в IV в.
Г
Горнее Место — (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между
престолом и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для
архиереев и священников.
Д
Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником
для причащения дарами (например, в больнице и т.п.).
Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные
дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых
храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается
особое место в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы
с ковчежцем для даров делаются по форме изображающими храм. Небольшие
переносные дарохранительницы называют дароносицами.
Дары Святые — хлеб и вино, освященные и преосуществленные в
плоть и кровь Христовы во время совершения Евхаристии. Преждеосвященными,
или запасными, дарами называются освященные дары, оставленные для
совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения
причастия вне храма - больных, умирающих и т.д.
Двери дьяконские — две одностворчатые двери, расположенные
в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах
дьяконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат,
дьяконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства
в богослужебное и в не богослужебное время.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников.
Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются (в скобках указывается
новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне,
или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение
Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта
(7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение
Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8
(21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4
декабря). Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим - шестое
(последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне - сороковой
день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого
Духа на апостолов) - пятидесятый день от Пасхи.
Дискос — (греч. священный сосуд) - блюдо
на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на
дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического
канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца.
Согласно литургическим толкованиям дискос символически изображает
Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса
Христа.
Догмат — определения Православной Церкви, изъясняющие вопросы
христианской веры.
Духовенство — священнослужители. Различается белое (немонашествующее)
и черное (монашествующее) духовенство.
Дьякон — (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся
к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно
участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не
может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при
необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает
священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы
совершается архиереем через рукоположение.
Е
Евангелие напрестольное — богослужебная книга, содержащая текст
Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий - от Матфея, от Марка, от
Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений.
Евангелист — автор одного из четырех Евангелий, входящих в
Новый Завет. Евангелистами являются св. апостол Матфей, св. апостол
Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн.
Евхаристия — (греч. благодарение) - таинство православной церкви,
иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено
Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при
совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть
и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия
совершается на литургии во время евхаристического канона.
Ектения — (греч. тянуть) - молитвословие,
начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного
возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится дьяконом или священником,
заключительный возглас - священником. После каждого прошения хор поет
"Господи, помилуй" или "Подай, Господи".
Елей — растительное масло, используемое для елеопомазания,
елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто
встречается в Священном Писании.
Елеопомазание — таинство православной церкви, совершаемое над
больными. Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.
Иакова в Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет
пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя
Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь;
и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение
совершается священниками или архиереями.
Епархия — (греч. область) — церковно-административная единица,
управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие
из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с
административным делением страны.
Епископ — (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель
третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально
слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне
зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле
оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда
архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов
и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую
категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено
словом "архиерей".
Епитимия — (греч. наказание) — духовно-исправительные меры,
накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия
может состоять в посте, усиленной молитве и т.п.
Епитрахиль — (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения
священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами
спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается
поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника
как священнослужителя.
Ж
Жертвенник — стол, на котором совершается проскомидия - готовится
жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре
слева от горнего места.
Завеса или Катапетасма — занавес, находящийся за вратами царскими
со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без них
в указанных уставом местах богослужения.
З
Запрестольная икона — 1. Икона "Воскресенье Христово",
расположенная на восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную
икону часто делают в виде витража. 2. Икона Богородицы и крест с распятием,
укрепленные на древках и стоящие в алтаре у восточной" стены.
Во время крестного хода запрестольные иконы несут впереди шествия.
Затворник — монах, совершавший подвиги своего спасения в полном
уединении - в затворе.
Звездица — две металлические крестообразно
соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос
для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически
изображает вифлеемскую звезду.
И
Игумен — (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря.
В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась
практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время
игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует
протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием
в управлении монастырем.
Иерей — (греч. священник) священник.
Иеродьякон — дьякон-монах.
Иеромонах — священник-монах.
Икона — (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа,
Богородицы, к.-л. святого, евангельского или церковно-исторического
события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя
церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков
христианства) Седьмым Вселенским Собором (787 г. Никея, Малая Азия),
согласно догмату которого - "честь, воздаваемая образу, переходит
к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного
на ней". В Русской Православной Церкви иконы принято освящать
специальным чином, содержащимся в требнике.
Иконостас — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть
храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает
от трех до пяти.
Инок — (от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование
монаха, буквальный перевод с греческого.
Инокиня — монахиня.
Интронизация — торжественное богослужение, во время которого
совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру.
Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного
патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.
Иподьякон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время
богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает
царские врата и пр. Облачение иподьякона - стихарь и крестовидно одеваемый
орарь.
Ирмос — (греч. связь) - первая строфа песни канона. В византийских
канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей
песни. Ирмос является также смысловым связующим звеном между библейской
песнью и тропарями песни канона.
Исповедник — человек, принявший мучения за исповедание православного
вероучения.
Исповедь — таинство православной церкви, иначе называемое таинством
покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним
раскаянием, получает разрешение и оставление грехов. Принимает исповедь
священник или архиерей.
К
Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается
ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных
местах богослужения.
Камилавка — (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося
кверху цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских
головных уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная
камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам
и священникам. 2. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного
монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.
Кампаны — название колоколов, встречающееся в церковном уставе.
Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали
изготовлять колокола (в нач. VII в.).
Канон — (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное
многострофное произведение, посвященное прославлению к.-л. праздника
или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы
и некоторых других.
Канон Евхаристический — главная часть Литургии, во время которой
совершается преосуществление Св. Даров.
Канонарх — (греч. правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий
перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением
поет хор.
Канонизация — (греч. узаконивание) - причисление к лику святых.
Основаниями для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание
христианства; исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым
при жизни и посмертно; достойная и святая жизнь; заслуги в распространении
христианства; народное признание святости прославляемого; нетленность
мощей. Канонизация местных святых совершается епархиальным архиереем,
а общецерковных святых - собором.
Канун — (искаж. греч. установленный) - подсвечник в виде стола
со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается
в храме в месте совершения панихид.
Кафизма (от греч. слова - сидеть) - богослужебный
раздел книги Псалтирь во время чтения которого на богослужении дозволяется
сидеть.
Киот, или Кивот — (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный
ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
Клир — (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители.
Каждый храм имеет свой клир, совокупность людей, совершающих в нем
богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.
Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются
на обоих концах солеи.
Клобук — (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность
облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося
кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину,
черного цвета. В чинопоследовании пострига клобук называется шлемом
спасения и покровом послушания. Иеромонахи могут носить клобук во
время богослужения.2. Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея
- архиерейский клобук, по форме подобен монашескому. Митрополиты носят
клобук белого цвета с нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым
крестом, епископы - черного. 3. Принадлежность внебогослужебного облачения
патриарха - патриарший клобук - полусферической формы, черного или
белого цвета, с крестом на навершии, с вышитыми изображениями серафимов
или крестов, одна лента, более широкая, спускается на спину и две
на грудь.
Коливо — (греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной
злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и
употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память
чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот
день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил
об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое
еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна
символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей
жизни.
Кондак — жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником
является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол.VI в.), непревзойденный
автор большинства кондаков.
Копие — обоюдоострый нож, с коротким треугольным
лезвием, который используется на проскомидии для изъятия частиц из
просфор и для вырезания и раздробления агнца. Символически изображает
копье, которым были прободены ребра Иисуса Христа на Кресте
Крест — символ спасения и искупления рода человеческого, знамение
победы над смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва
освобождения человечества от власти греха умер крестной смертью и
в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и
мучительной казнью в Римской империи, которая применялась исключительно
к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима). 1. Крест нательный
- носимый христианами под одеждой на теле. 2. Крест наперсный (или
иерейский) - носимый священником поверх рясы или фелони. 3.Крест архиерейский
- носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест напрестольный - полагаемый
на престоле рядом с Евангелием.
Крещение — православной церкви, при совершении которого крещаемый
очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется
к приобщению церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением
в воду с произнесением крещальной молитвы "Крещается раб Божий
во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Над
одним человеком крещение совершается один раз в жизни - в соответствии
со словами Символа веры "исповедую едино крещение во оставление
грехов". Крещение совершает священник или архиерей, в крайнем
случае крестить может и мирянин.
Ктитор — (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший
или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской
общиной и отвечающий за материальный порядок в храме.
Куколь — (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы
(см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими
спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем
крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В
чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного
упования.
Купель — большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в
нем младенцев.
Л
Лавра — (греч. многолюдное место) - назв. некоторых важнейших
и крупных мужских монастырей. В V - VI вв. в Палестине так именовались
монастыри, огражденные стенами от нападений (напр., лавра св. Саввы
Освященного). В Русской Православной Церкви лаврами являются: Киево-Печерская
(монастырь с XI в., лавра с 1598 г. В советское время дважды закрывалась.
Действует с 1988 г.); Троице-Сергеева (монастырь с XIV в., лавра с
1744 г. Перед войной была закрыта. Действует с 1944 г.); Александро-Невская
(монастырь с XVIII в., лавра с 1797 г. Была закрыта после революции
1917 г.), Почаевско-Успенская (монастырь XVI в., лавра с 1833 г.,
действующая) .
Ладан — ароматические смолы, возгоняемые в кадиле на горящих
углях.
Лампада — (греч. светильник) - масляный светильник, зажигаемый
перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лжица — специальная ложка с длинной ручкой,
которой совершается причащение мирян.
Литургия — (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений,
во время которого совершается таинство Причащения.
Литургия Преждеосвященных Даров — один из чинов литургии, совершаемых
в православной церкви. На этой литургии не совершается евхаристия,
а причащение происходит преждеосвященными дарами. Совершается в Великий
пост в среды и пятницы, в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник,
вторник и среду Страстной седмицы.
М
Масленица, Седмица сырная — неделя, предшествующая Великому
посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но
разрешается употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц.
Минея — книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий
неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная,
минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых
и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного
из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее
важных праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит
службы, посвященные определенному типу святости (мученику, святителю
и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память к.-л.
святого, отдельная служба которому отсутствует в месячной минее.
Мирница — сосуд для хранения святого мира.
Миро — благовонное масло, содержащее большое количество ароматических
веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии.
Освящение мира совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской
Православной Церкви - Патриарх).
Миропомазание — таинство православной церкви. При совершении
миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом
православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание
миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением
слов "Печать дара Духа Святого. Аминь". В практике православной
церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения.
Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России
миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при
возведении на царствование.
Митра — (греч. повязка, носимая на голове) - принадлежность
богослужебного облачения архиереев, архимандритов, а также священников,
которым право ношения митры дается в качестве награждения; головной
убор формы близкой к сферической. На митре по бокам помещаются четыре
маленькие иконы - Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и к.-л.
святого или праздника; и одна икона наверху - Троицы или серафима;
архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается маленьким крестом.
Митрополит — (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава
митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.
Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к.
церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры
митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их
митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи,
управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной
Церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим
после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения
митрополита является белый клобук.
Молебен — богослужение, в котором верующие благодарят или просят
о чем-либо Иисуса Христа, Богородицу или к.-л. святого. Совершается
по просьбе верующих или в бедственных случаях (война, засуха и т.п.).
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении
посевов - на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
Мощи — останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются
нетленными. Частицы мощей вшиваются в антиминс.
Мученик — человек, принявший мучения и смерть за исповедание
веры в Иисуса Христа. Соответствующее греческое слово, которое было
переведено на славянский и затем на русский словом "мученик",
следует переводить - "свидетель". Из этого видно, что во
времена гонений значение придавалось не столько мучениям, которые
претерпевали мученики, сколько стойкости их свидетельства - исповедания
христианства.
Мясоед — период времени между постами, когда употребляется
мясная пища.
Мясопустная Неделя — предпоследнее воскресение перед Великим
постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В
это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд.
Н
Набедренник — часть богослужебного облачения священника - прямоугольник,
который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника
дается священникам в качестве награждения. Набедренник рассматривается
как символическое изображение духовного оружия - слова Божия. Появился
в Русской Православной Церкви ок. XVI в., возможно, как измененная
форма палицы.
Неделя — древнерусское название воскресения. Происходит от обычая
не работать (не делать) в этот день.
О
Обедня — простонародное название литургии.
Оглашенные — люди, готовящиеся к принятию таинства крещения
и прошедшие чин оглашения. Оглашенные как не являющиеся еще членами
церкви не допускаются к присутствию при совершении таинств, на литургии
им разрешается присутствовать до начала литургии верных. В настоящее
время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед
крещением.
Октоих — (греч. восьмигласный) - книга богослужебная, содержащая
тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели
(см. богослужебные круги). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован
и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.
Омофор — (греч. носимый на плечах) - принадлежность богослужебного
облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор
- длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается
одним концом на грудь, другим - на спину. Малый омофор - широкая лента
с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди
сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Символически
изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому
без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать.
Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии,
совершаемой в малом омофоре.
Орарь — принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона
- длинная узкая лента. Дьякон носит орарь на левом плече - один конец
спускается на грудь, другой на спину. Архидьякон и протодьякон имеют
двойной орарь - два ораря, из которых один надет, как у дьякона, а
второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами.
Орарь является символическим изображением благодатных дарований дьякона
как священнослужителя. Иподьякон надевает орарь крестовидно, в знак
того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя.
Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом.
Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает
епископа, надзирающего за епархией.
Отдание Праздника — последний день попразднства.
Отпевание — богослужение, совершаемое при похоронах верующего
священником или архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян,
монахов, священников и архиереев, младенцев.
Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем,
которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение
о милости Божией. Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст
дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии - авторов
литургии. Отпусты праздников Иисуса Христа, а также дней Великого
Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и пасхальной недели дополняются
поминовением события праздника.
Палица — часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита
и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения)
- матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого
бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного
оружия слова Божия.
П
Панагия — (греч. всесвятая) 1. Просфора, из которой на литургии
изъята частица в память Богородицы. 2. Энколпион - небольшое изображение
Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.
Панихида — (греч. всенощный) - богослужение, на котором совершается
поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих (см.
требы) и в установленные дни всей церковью - на радоницу и родительские
субботы.
Параклис — (греч. утешение) – молебный канон, посвященный Богородице,
который поется и читается верующими в случае душевной скорби.
Параэклизиарх — (греч. букв. околоцерковный распорядитель,
церковнославянский - кандиловжигатель) - церковнослужитель, упоминающийся
в уставе: готовит воду, вино, просфоры, по благословению настоятеля
звонит в колокола, возжигает свечи, во время богослужения подает кадило,
выходит со свечой на входе.
Паримия — (греч. притча) - чтение из Ветхого
или Нового Завета (преимущественно из Ветхого), около 1015 стихов.
Читаются на богослужениях: Царских часов и часов в некоторые дни Великого
поста; вечерни в дни некоторых праздников и во время Великого поста;
утрени Великой Субботы; великого водоосвящения. Читаются паримии чтецом
или дьяконом.
Пасха - Светлое Христово Воскресение — важнейший из праздников
Православной Церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых
Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении
Христовом см. Мф. 28; 120, Мк. 16; 120; Лк. 24; 112, Ин. 20; 118).
Пасхалия — определение времени празднования Пасхи. Согласно
правилам Первого Вселенского Собора (325 г. Никея, Малая Азия) празднование
Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния,
которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это
воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном
случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный
день после дня еврейской Пасхи. Т.о. день празднования Пасхи оказывается
в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля
до 8 мая нового стиля.
Патриарх — в некоторых православных церквах - титул главы поместной
церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым
Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество
было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный
орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют
следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция),
александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский,
грузинский, сербский, румынский и болгарский.
Плащаница — плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия
с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется
во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница
Богородицы - в богослужении Успения.
Подризник — богослужебное облачение священника и архиерея -
род стихаря - длинная до пят одежда, в талию, с узкими рукавами, белого
или желтого цвета, обычно шелковая. Архиерейский подризник имеет т.н.
гамматы, или источники - ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы
рассматриваются как символическое изображение тока крови из прободенных
рук Иисуса Христа. Подризник надевается архиереем и священником вместо
рясы при совершении литургии.
Подрясник — нижнее облачение духовенства - длинная одежда до
пят, в талию, с узкими рукавами.
Полиелеи — (греч. многомилостивый) - торжественное песнопение,
состоящее из стихов 134-135 пс. Поется в воскресения и праздники во
время богослужения утрени.
Полунощница — общественное богослужение, совершаемое в полночь.
Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду.
Различается вседневная, субботняя и воскресная.
Пономарь — (искаженное греч. приставник) - церковнослужитель,
упоминаемый в уставе. Иначе – параэклизиарх или алтарник. В Византии
пономарем назывался сторож храма.
Попразднство — дни после праздника, в которые на богослужении
употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.
Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня
в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится
тридцать восемь дней (до Вознесения): попразднство других праздников
- от одного до восьми дней. Последний день попразднства назыв. отданием
праздника.
Посвящение — 1. Богослужение, во время которого совершается
поставление в церковнослужители - в чтеца и в иподьякона; иначе называемое
хиротессией (греч. руковозложение). В чтецы поставляют из мирян, в
иподьяконы поставление совершается из чтецов. Посвящение совершается
архиереем перед литургией. 2. Возведение в чины: а) архидьякона и
протодьякона; б) протоиерея и протопресвитера; в) игумена и архимандрита.
Совершается архиереем на литургии во время входа с Евангелием.
Потир — (греч. чаша) - священный сосуд в виде чаши, в котором
во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино
с водой в кровь Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной
Вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей
и мирян.
Предпразднство — дни перед праздником, в которые на богослужении
начинают употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному
празднику. Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения,
Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники.
Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.
Преподобномученик — монах, принявший мучения и смерть за исповедание
веры в Иисуса Христа.
Преподобный — святой, достигший высоты монашеского делания
и являющийся образцом монашеской жизни
Престол - стол, на котором во время Литургии
совершается Таинство Евхаристии. Престол символизирует собой Гроб
Господень.
Придел — дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются
для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения)
в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству
приделов), т.к. в Православной Церкви принято совершать не более одной
литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не
может совершать более одной литургии в день).
Притвор — западная часть храма. С одной стороны притвора располагается
паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу
совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения
и др.
Приход — низшая церковно-административная единица, содержащая
храм и общину верующих с клиром
Причастен — песнопение в одну строфу, поется во время причащения
священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны
дней недели и праздников.
Причащение — таинство Православной Церкви. Иначе причащение
называется таинством Евхаристии. При причащении человек под видом
хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358),
становится т.о. причастным ко Христу. Таинство причащения совершается
архиереем или священником во время литургии. В некоторых случаях причастие
совершается запасными дарами. В Православной Церкви причастие совершается
хлебом и вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе
с вином. В практике православной церкви к причастию принято приступать
натощак и после исповеди.
Прокимен — (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие,
состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного
прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 4648), читаемого
в праздники, посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся
псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета.
Проскомидия — (греч. приносить) - первая часть Литургии, во
время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения
таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре
на жертвеннике во время чтения часов.
Просфора — (греч. приношение) - богослужебный литургический
хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время
проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого)
теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются
изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста
с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ к.-л. святого.
Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок) - в ознаменование
двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.
Протодьякон — старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона
дается в качестве награждения.
Протоиерей — старший священник в белом духовенстве. Звание
протоиерея дается в качестве награждения.
Псалтирь следованная — книга богослужебная, содержащая псалтирь,
разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых
после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов
Пустынь — монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном
месте.
Пятидесятница — 1. праздник Православной Церкви, принадлежит
к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи
(в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы
посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов. 2. пятьдесят дней от
дня Пасхи до праздника Св. Троицы.
Р
Равноапостольный — святой, который много способствовал распространению
христианства в к.-л. области или стране. Напр., св. равноапостольный
князь Владимир.
Радоница — в Русской Православной Церкви день особого всецерковного
поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели
после Пасхи.
Рипида — (греч. опахало) - опахало с изображением серафима,
принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем
Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически
изображают ангельские силы.
Рукоположение — богослужение, во время которого совершается
таинство священства - постановление в священнослужители. Иначе хиротония
(греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов),
в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников).
Ряса — (греч. рваная одежда) верхнее облачение духовенства
и монашества - длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами,
черного цвета.
Рясофор (Рясофорный монах)— (греч. носящий рясу) - монах низшей
степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному
монаху разрешается носить рясу и камилавку.
С
Саккос — богослужебное облачение архиерея, длинная до пят,
просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх
саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику
саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского
патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому
митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал
облачением всех архиереев, заменив фелонь.
Святитель — святой архиерей
Священномученик — священник или архиерей, принявший мучения
и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
Священные сосуды — потир и дискос, употребляемые для литургии,
а также сосуд для хранения св. даров - дарохранительница и сосуд для
хранения мира - мирница.
Седален — тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается
или поется на утрене после кафизм.
Седмица — древнерусское название недели (седмь - семь).
Семисвечник — подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий
в алтаре за престолом.
Символ Веры — краткое догматическое изложение основы христианского
вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия)
в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским Собором
(Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил
название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа.
Символ веры входит в состав многих богослужений.
Синод — (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время
- совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев
и носящий титул "Священный синод". С 1721 г. по 1918 г.
Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим
собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял
из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором,
в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной
власти - обер-прокурор Синода.
Скит — монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте.
В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю
монастыря. Слово "скит" происходит от названия одного из
пустынных мест в Египте, в котором в IV - V вв. были уединенные поселения
монахов.
Скуфия — принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой
пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время
монахи и архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам
из белого духовенства богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве
награждения.
Служебник — богослужебная книга, предназначенная для богослужения
священника и дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами
т.н. тайных иерейских молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона.
В служебнике также приведены месяцеслов, указания к совершению литургии,
тексты прокимнов и аллилуариев, некоторые молитвословия из Постной
триоди и Цветной триоди, а также чин благословения кол ива и чин литии
об умерших.
Соборование — см. елеосвящение.
Солея — возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся
часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи
располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея
ограждена невысокой решеткой.
Сочельник — накануне праздника Рождества Христова (Рождественский
сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен
строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе
только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит
название.
Стихарь — богослужебное облачение священно- и церковнослужителей.
Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея.
Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона
(и церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами
от подмышек до низа, скрепленными пуговицами.
Стихира — вид тропаря - краткое песнопение,
поется на стих псалма.
Столпник — преподобный, совершавший подвиг монашеского делания
на "столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества
является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
Страстная Седмица — (слав. страдание) - последняя неделя Великого
поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд,
страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной
седмицы носят название Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник
и т.д.
Схима — (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское
облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и
великая.
Схимонах — монах, принявший великую схиму, иначе - великий
ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения
от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах)
сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны
устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться
от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение
схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на
Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество,
императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях.
Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться
монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным
для схимонахов.
Сыропустная неделя — последнее воскресение перед Великим постом
- этим днем кончается употребление в пищу не постных продуктов (в
т. ч. сыра). В это воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание
Адама из рая; см. Бытие, 3; 24). Сыропустная неделя также называется
"Прощеным воскресением", т.к. в этот день по традиции принято
особенно просить друг у друга прощения.
Т
Типикон — (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга
богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми
главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные
круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания
о совершении храмовых праздников.
Требник — богослужебная книга, содержащая чинопоследования
треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр.,
малый требник не содержит последования пострига).
Трикирий — (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей
- принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим
толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время
богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
Триодь — (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая
тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного
круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная.
Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель.
Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит
службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной
недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных
канонов.
Тропарь — жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой
краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным
чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической
прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных
текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием
церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари
канона, стихира, ипако, кондак и др. В настоящее время собственно
тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.-л.
святому, данному богослужению и т.п.
У
Утреня — общественное богослужение, совершаемое утром или вечером.
Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.
Ф
Фелонь — 1. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь
имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов.
Впоследствии для удобства спереди на подоле стали делать вырез, в
настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается
от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также
богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России
до нач. XVIII в. 2. Короткая или малая фелонь - одежда без рукавов
с прорезью для головы, закрывающая тело до пояса. Надевается при посвящении
в церковнослужители. В других богослужениях не употребляется.
Херувимская Песнь — неизменяемое песнопение, поется во время великого
входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней
великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является
приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии.
Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется
по начальным словам "Иже херувимы".
Х
Хиротесия — см. посвящение.
Хиротония — см. рукоположение.
Хитон — принадлежность облачения монахов малой и великой схимы
- одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании
пострига назыв. хитоном вольной нищеты и нестяжания.
Хоругвь — укрепленное на длинном древке полотнище с изображением
Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви
несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.
Ц
Церковнослужители — вспомогательные лица, участвующие в общественном
богослужении - алтарники, чтецы, певцы, канонархи и т.п. Поставляются
через посвящение.
Ч
Часослов — книга богослужебная, содержащая тексты неизменяемых
молитвословий суточного богослужебного круга (в т. ч. часов), а также
тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.
Часы — общественные богослужения, совершаемые четыре раза в
сутки: первый час - вечером, третий и шестой часы - утром, девятый
час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом
Христом у Каиафы и Пилата, шестой час - воспоминанию крестного пути
и распятия Иисуса Христа, девятый час - воспоминанию Крестного страдания
и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские
и пасхальные.
Четки — (от слав. счет) - шнурок с узелками или бусинами, служащий
для счета прочитанных молитв. Иначе – вервица или лествица.
Четьи Минеи — (четьи - др. рус. - для чтения, минеи - от греч.
месяц) - сборники, в которых жития святых расположены по календарному
принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи
минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария
(1428-1563). Следующее, более известное, составление принадлежит ростовскому
митрополиту св. Димитрию (1651-1709).
Чиновник — книга богослужебная, предназначенная для архиерейского
богослужения. Кроме последований литургии чиновник содержит чин опоследования
рукоположений и посвящений, освящения храма и антиминса и некоторые
другие.
Чтец — церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные
тексты - шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.
Ш
Шестопсалмие — шесть псалмов, которые читаются в начале утрени:
3, 37, 62, 87, 102, 142 пс. Предворяется троекратно произносимыми
словами: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение"
(Лк. 2; 14). Во время шестопсалмия священник читает т.н. светильничные
молитвы.
Э
Экзарх — (греч. правитель) - архиерей, управляющий крупной
церковной областью - экзархатом, как правило, лежащей за пределами
страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут
входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены
экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти - патриарху
или синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская
Православная Церковь имеет экзархаты в Белоруссии, Западной и Средней
Европе, Центральной и Южной Америке.
Ю
Юродивый — (слав. глупый, безумный) - человек, взявший на себя
подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения
внутреннего смирения (см. 1 Кор. 3, 19).
|