Во имя Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.
Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать
житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова.
Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого
возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной
жизни его.
Но как сказал Приточник:
"В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных
местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей
знатных останавливается".
Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице
и уповая на помощь святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого,
и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери
Феодосии.
Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит Господь: "Князей
я ставлю, священны ибо они, и я их веду"".
И воистину - не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе,
лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил
вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона,
и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя
римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды
приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и
разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и обратил выступивших
против него вспять, к городу, к городским воротам, и посмеялся
над дружиною своею, и укорил ее, сказав: "Оставили меня одного".
Так же и князь Александр - побеждал, но непобедим был.
Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что
называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость
силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская,
желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш,
повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел
я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя
среди князей".
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской
из северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю
Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие
корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом
ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов
своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря:
"Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю
твою".
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел
в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал
молиться со слезами: "Боже славный, праведный. Боже великий,
сильный. Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший
пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ".
И, припомнив слова пророка, сказал:
"Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со
мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне".
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ
же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь
же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою,
говоря: "Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца,
который сказал: „Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя
Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же
устояли и стоим прямо"". Сказав это, пошел на врагов
с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая
на святую Троицу.
Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав,
не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему
некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались
враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться,
так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье
пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису
и Глебу.
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему
поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди
рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении
Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу,
потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день.
Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру,
чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря,
наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда
же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и
увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада
святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих
руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые.
Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику
своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав
эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не
скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив
князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал
ему: "Не рассказывай этого никому".
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу
дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное
множество, а на лице самого короля оставил след острого копья
своего.
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.
Первый - по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев
королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по
сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили
Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но
по Божей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на
них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Зторой - по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз
нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в
душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости
его.
Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал
на полк с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною
своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый - из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой
королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки
Александровы, видевши падение шатра, возрадовались. Шестой -
из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили
его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.
Все это слышал я от господина своего великого князя Александра
и от иных, участвовавших в то время в этой битве.
Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе.
Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая
покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень
и -перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского,
и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после
победы Александровой: когда победил он короля, на другом берегу
реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли
несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же
обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали
в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился
с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя Александра
вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой.
Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания,
а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав,
отпустил, ибо был безмерно милостив.
После победы Александровой, когда победил он короля, на третий
год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую,
чтобы не хвастались, говоря: "Покорим себе славянский народ".
А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены.
Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал
и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и
пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил.
Немцы же, дерзкие, соединились и сказали:
"Пойдем, и победим Александра, и захватим его".
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь
же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга,
и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец
Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея
с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых
воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так
и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца
их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный!
Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь
же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня. Боже,
рассуди спор мой с народом неправедным и помоги мне. Господи,
как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему
Ярославу окаянного Святополка".
Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники.
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон
от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро,
и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство
Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил
врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство. Александр
же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться.
Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса
Навина у Иерихона. А того, кто сказал: "Захватим Александра",
- отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника,
достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою
славною, и было много пленных в стане его, и вели босыми подле
коней тех, кто называет себя "Божьими рыцарями".
И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники,
и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая
хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему
песнь: "Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников
и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков
от иноязычников рукою Александровою".
И сказал Александр: "О невежественные псковичи! Если забудете
это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых
питал Господь в пустыне манной небесною и перепелами печеными,
но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена
египетского".
И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и
до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого
Рима.
В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения
Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды мучилось ему
выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и
многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его,
насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они
с того времени бояться имени его.
В то же время был в восточной стране сильный царь, которому
покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь,
прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему
послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил
мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться?
Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне
и увидишь славу царства моего".
После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир
в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть
о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей
своих, говоря: "Вот идет Александр!"
Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его
епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал
вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного
ему". Почтив же его достойно, он отпустил Александра.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его, Андрея,
и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После
разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр
воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в
дома их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в
странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу".
Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот
и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих
и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает,
ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает
и являет в мире милосердие свое.
Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою, и продлил
Бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого
Рима с такими словами: "Папа наш так говорит: ,,Слышали
мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому
и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших - Агалдада
и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем"".
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему
такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения
народов, от разделения народов до начала Авраама, от Авраама
до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых
до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа
и до Христова рождества, от рождества и до распятия его и воскресения,
от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования
Константинова, от начала царствования Константинова до первого
собора и седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения
не примем". Они же возвратились восвояси.
И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников,
и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал
им, как самому Христу.
Было в те времена насилие великое от иноверных, преследовали
они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же
великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от
этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки
свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, сказав им:
"Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей".
И пошел князь Дмитрий в силе великой и завоевал землю Немецкую,
и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных
и с большою добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя,
и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец,
разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать
кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе
со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить
человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы
можно было, то и в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом,
ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил
же его Бог и больший чин принять - схиму. И так с миром Богу
дух свой предал месяца ноября в 14 день, на память святого апостола
Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что уже
зашло солнце земли Суздальской!" Иереи и диаконы, черноризцы,
нищие и богатые и все люди восклицали: "Уже погибаем!"
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит
же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали
его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь
прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль,
и стон, и плач, каких никогда не было, так что и земля содрогнулась.
Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы,
в великой архимандритии, месяца ноября в 24 день, на память
святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено
святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит
хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он
же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки
митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от
гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян.
Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли
его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника
своего.