|
|
Память 25 января / 7 февраля.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий
(в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые
Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника
Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего
мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность
и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо
знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию.
Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем
особенностью его пастырского пути.
|
После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил
Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил
назначение преподавателем в родную Семинарию.
31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен
во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре
назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей.
С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные
способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.
В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник
усмотрел Промысл Божий. Поступив в Тамбовский Казанский монастырь,
он 8 февраля 1886 года принял иноческий постриг с именем Владимир,
на следующий день был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем
Троицкого Козловского монастыря, а в октябре того же года - настоятелем
Антониева монастыря в Новгороде Великом.
3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир
был рукоположен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским
и Финляндским Исидором (Никольским; + 1892) и другими иерархами
во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
Преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении
церковноприходской жизни, уделял особое внимание духовно-нравственному
просвещению мирян. Его проповеди, продуманные и прочувствованные
горячо верующей и любящей душой, привлекали многих слушателей
и производили на них сильное впечатление. При поддержке Владыки
Владимира получили развитие начинавшие тогда вводиться в церковную
жизнь внебогослужебные беседы священников с паствой, к которым
привлекалось все приходское духовенство.
19 января 1891 года святитель Владимир был назначен на Самарскую
кафедру. Тогда всю губернию поразили эпидемия холеры и неурожай.
Митрополит Казанский и Свияжский Серафим (Александров; + 1938)
вспоминал впоследствии о том, что святитель "для блага народного,
в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел
к народу с крестом в руках", явившись в тяжелую минуту его
истинным печальником и крепкой нравственной опорой. Благодаря
энергичной и самоотверженной деятельности Владыки Владимира был
учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований
пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые или даже
бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись
через духовенство правильные сведения об эпидемии и средствах
борьбы с холерой. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой:
совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях
города молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал
холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. В те тяжелые дни
Владыка Владимир много внимания уделял и духовному образованию,
катехизации населения. О времени пребывания в Самаре святитель
всегда вспоминал с душевной теплотой, считая его лучшим в своей
жизни.
С 18 октября 1892 года в течение шести лет святитель Владимир
управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского
и Кахетинского. Возглавляя Тбилисскую кафедру, он неустанно трудился
над духовным просвещением разноплеменного населения, укреплением
и распространением православной веры на Кавказе.
Совершая частые поездки по епархии, святитель не только проповедью,
но еще более своей благочестивой жизнью возвещал клиру и мирянам
слово Божие.
В результате его неутомимых трудов было построено и возобновлено
более ста храмов, в том числе много старинных, заброшенных; открыто
свыше 300 церковноприходских школ, устроена Духовная Семинария
в Кутаиси.
С 21 февраля 1898 года Владыка Владимир - митрополит Московский
и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских
во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает
многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения
для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для
интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские
братства, богадельни и приюты.
Будучи духовным руководителем Великой княгини Елисаветы Федоровны(прославлена
в лике святых в 1992 году), митрополит Владимир оказал ей содействие
в основании Марфо-Мариинской обители в Москве на ул. Б. Ордынке.
Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников
писал: "Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда
не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно
восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной
и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904
- 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми
в защите Православной Церкви".
23 ноября 1912 года Высокопреосвященный Владимир был назначен
митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему
звания и прав Первенствующего члена Святейшего Синода.
Святейший Патриарх Тихонпозднее так говорил о деятельности Владыки
Владимира в тот период: "Он был верен канонам Святой Православной
Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно
исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы
последствиями это не сопровождалось".
Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно
трудными для него: в городе усиливалось влияние "распутинщины",
явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в
церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое
неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость
и в ноябре 1915 года переведен в Киев.
Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в церковной
жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный
съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал
к созданию "независимой" Украинской Церкви. Выступая
против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий
по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей
и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь
в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира
стали высказывать оскорбления и поступать угрозы, однако он, предвидя
свою Голгофу, оставался непреклонен.
С приходом в Киев гражданской войны и захватом большевиками города
начались невиданные там дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся
осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.
25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита
Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры
и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил
своих убийц и сказал: "Господь вас да простит". Найденное
братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных
ран.
Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного
периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых
бесчисленное множество клириков и мирян приняло мученические венцы,
свидетельствуя о вере Христовой "даже до смерти" (Откр.
12, 11).
Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского
и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних
пещерах Киево-Печерской Лавры. Память священномученика Владимира
празднуется 25 января старого стиля и в день Собора новомучеников
и исповедников Российских.
Источник days.pravoslavie.ru
|