

Тем
не менее, в Православной Церкви имеется очень развитая иконография
ангельских чинов. Как изобразить то, что недоступно нашему
физическому зрению? Возможно, ли это сделать живописными средствами?
Ответ однозначен: да.
Изображения ангелов были известны еще в Ветхозаветной
церкви – в скинии Моисея и храме Соломона, но только лишь
в Христианской Церкви (Нового завета) образ св. ангелов,
божественных умов, по слову св. Дионисия Ареопагита, предстал
во всей полноте и откровении Святого Духа.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам
не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих:
- крылья — символ быстроты и все проникновенности;
посох — символ посланничества; -
зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры
имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил
ангелов Бог;
-
тороки (развивающиеся золотые “ленты” в волосах) — символ
особого слышания Бога и послушания воле Его;
-
“око” во лбу – символ все видения;
-
облик прекрасного юноши — символ совершенства.
Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная
символика и есть ли для нее основания?
Ответ дает нам Священное Писание, где ангелы посланные Богом,
как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных,
светозарных юношей в белом облачении…
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места
Ветхого и Нового заветов, где есть упоминание об ангелах,
их явлениях людям, и, обобщив все эти сведения в книге “О
небесной иерархии”, выделяет девять ангельских чинов: серафимы,
херувимы, престолы, как отмеченные наибольшей близостью
к Богу; далее — господства, силы, власти и, обращенные непосредственно
к человеку, — начала, архангелы и ангелы.
Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется
непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает
божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы
- характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Иконографический канон предусматривает изображения только
тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном
Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении
св. апостола Иоанна Богослова.
 |
Основные элементы иконографии
ангелов:
- крылья;
- нимб;
- долматика-мантия;
- гиматий-плащ;
- лор;
- слухи;
- зерцало;
- мерило;
- позем
|
Исходя из этих текстов, и сложилась иконография следующих
ангельских чинов:
- серафимы изображаются шестикрылыми,
- херувимы — четырехкрылыми,
- престолы — в виде колес с множеством глаз на ободьях —
“...и, плеща их исполнена очес...” (Иез. 1,18).
Изображения Архангелов занимают особое место и в храмовой
росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе (особенно
Архангелы Михаил и Гавриил).
Фигуры Архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей
изображаются и в полный рост (например, как ангелов предстояния
в иконостасе местного яруса и деисуса), и по пояс или
оплечно (например, икона “Ангел златые власа”). Иногда
изображаются ангелы и “все” вместе (например, икона Собор
Архангела Михаила) или связанное с каким –то их явлением
(например “Чудо архангела Михаила в Хонех”) и др.
Иконы ангелов можно часто встретить не только в храмах,
но и в домах православных христиан, к ним мы обращаем свои
молитвы как хранителям наших душ, как заступникам и оградителям
от наветов, искушений и нападений, злых духов, как молитвенников
за нас перед Богом.