Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Иконы Храма >> Православная иконография Спасителя

Православная иконография Спасителя Православная иконография Спасителя

Образ Спасителя

Икона (слово греческое, обозначает образ, изображение) – прообраз идеального человечества, она дает лишь символическое его изображение.
  Читайте также:
Основой для многообразной иконографии Спасителя послужило Священное Предание и дошедшие до нас исторические свидетельства.

Так, еще к шестому веку относят западное свидетельство Антонина из Пьяченцы (ок.570) и восточное свидетельство в сказании Феодора летописца.

В восьмом веке появились свидетельства Андрея Критского и Патриарха Германа.
Эти древнейшие описания внешности Христа весьма лаконичны и вполне согласные друг с другом.

Образцовым обобщением перечисленных свидетельств считается «Сказание» монаха Епифания (начало IX в.), согласно которому Спаситель
«был весьма прекрасен видом (как глаголе пророк (Пс. 44, 3), «красен добротою паче сынов человеческих»), ростом же... шести полных фут, русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие... красноокий, с долгим носом, с русою бородою, имея длинные волосы, ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человечья, кроме Матери Его в детском Его возрасте, с легким склонением выи настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост, пшеничного цвета тело, лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся книзу, слегка покрываю-щееся румянцем настолько, чтобы выказать благочестивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался».

Чуть позднее, в 836 г., в послании к императору Феофилу был дан неофициальный канон изображения Иисуса в Его человеческом облике:
«...благотелесный... со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...».
С XIV-го века широко известно так называемое «Письмо» иудейского проконсула Публия Лентула к Тиберию или к римскому сенату, в котором еще раз описывается внешний вид Иисуса. Это свидетельство представлено в нескольких вариантах.

Один из вариантов цитируется по книге З.Косидовского «Сказания Евангелистов»:
«Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом.
Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев; лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые. В гневе он страшен, а поучает дружески и нежно, с радостной серьезностью. Иной раз плачет, но не смеется никогда. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества, в разговоре он серьезен, скромен, сдержан, и к нему по праву можно отнести слова пророка: «Вот самый прекрасный обликом из всех сынов человеческих».
Святой Иоанн Дамаскин пишет:
«Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, черную бороду; голову, склоненную несколько вперед».

Обязательные элементы изображения

Основные элементы иконографии Спасителя

Рис. 1. Основные элементы иконографии Спасителя

  1. нимб,
  2. гиматий - верхняя одежда,
  3. хитон,
  4. клав,
  5. книга,
  6. именование

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария, отвергавшую Божество Сына Божия Иисуса Христа. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему «кресчатым нимбом».

С XI в. «земное» имя Спасителя подписывается IС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трёх видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: .

Традиционные одежды Христа:
нижняя — пурпурный «хитон " с полосой — «клавом " на плече, верхняя — синий «гиматий "

Иконографические типы

«Спас Нерукотворный»

Иконографический тип «Спас Нерукотворный»«Нерукотворный Образ Иисуса Христа», «Спас на убрусе», «Мандилион» — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).

Первое пожизненное изображение Христа (30-е годы от Р. Х.) возникло чудесным образом:
Он, умыв лицо, отерся чистым платом (убрусом), непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика. Этот плат обладал чудотворной силой - он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Это самое древнее из канонических изображений. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.

Образ был прибит на «доску негниющую» и помещен над городскими воротами города Эдессы.

Позже образ пришлось скрыть – замуровать в нише стены. За четыре столетия о нем забыли. В 545 году эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворенного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток лика на керамиде – глиняной доске, закрывающей Святой убрус.

В православной иконописной традиции сложилось два основных типа Нерукотворного Образа Спасителя: Спас на убрусе (лик на фоне белого плата, верхние концы которого завязаны узлами, подчеркнуты складки ткани, а по нижнему его краю пущена кайма) и Спас на чрепии (на этих иконах нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки).

Иконография Нерукотворного Спаса содержит только оглавные изображения.

«Спас Вседержитель» («Пантократор»)

Иконографический тип Господь Вседержитель«Вседержитель» или «Пантократор» ( «всевластный») — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно.

В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — "Спас в силах». Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
Иконографический тип Господь Вседержитель Иконографический тип «Господь Вседержитель»: поясное изображение с книгой в форме свитка

Иконографический тип « Господь Вседержитель»: поясное изображение с закрытой книгой в форме кодекса

Иконографический тип Господь ВседержительИконографический тип «Господь Вседержитель»:
поясное изображение с раскрытой книгой

Иконографический тип « Господь Вседержитель»:
Ростовое изображение с предстоящими


«Спас в силах»


Иконографический тип Спас в силахЭтот образ - целый богословский трактат в красках. Всю площадь иконы занимает изображение красного четверика, т. е. квадрата с вытянутыми концами, который знаменует собою землю. Изображения упоминаемых в Апокалипсисе животных помещены по четырем концам красного квадрата. Это символы евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн, которые разносят благую весть по всем четырем частям света.

На красном четверике с символами евангелистов, который иначе называют тетраморф, помещен синий овал – мир духовный, сфера бесплотных сил. Все пространство овала заполнено изображениями крылатых ангелов с человеческими лицами. А поверх него, на красном ромбе, который является условным изображением светозарной огненной природы мира Божественного, – фигура Спасителя на престоле.

У подножия престола изображены бесплотные силы (престолы).

Правая рука Спасителя – в благославляющем перстосложении. В левой – раскрытая (содержит цитату из Евангелия) или закрытая (книга за семью печатями) книга, которая символически соотносится и с книгой Завета и Закона, и с книгой Жизни, и с книгой Откровения.


«Господь на престоле» , «Царь царем »— особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей». Царь царей и грозный Судия – таким изображается Христос на иконах этого типа. Как и в иконографии Христа Пантократора, здесь также есть изображение благословляющей руки и книги, но фигура Господа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это, скорее всего, символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Фигура может быть одиночной, а может быть «с предстоящими» – с ангелами и святыми.

Иконографический тип Господь на престоле
Господь на престоле
Иконографический тип Великий Архиерей
Великий Архиерей

«Великий Архиерей»

«Великий Архиерей» - изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.


«Спас Эммануил»

Иконографический тип Спас Эммануил«Спас Эммануил», «Еммануил» — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.





«Добрый Пастырь»Иконографический тип «Добрый Пастырь»

Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.


См. также "Пастырь Добрый ". Архимандрит Тихон (Агриков)






«Не рыдай Мене, Мати»

Иконографический тип «Не рыдай Мене, Мати»«Не рыдай Мене, Мати…»— иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.







«Христос Ветхий Денми»
Изображение Христа в облике седовласого старца.

«Ангел Великого совета»
Изображения Христа в виде архангела с крыльями.

«Благое Молчание»

Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.

«Лоза истинная»

Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.

«Недреманное Око»Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.

«Спас иерей»
- Христос в облике священника.

«Царь Иудейский» - Спаситель в терновом венце и багрянице.

Источник материала: сайты http://warlamova.narod.ru, dic.academic.ru


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
православная иконография Спасителя | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 13