Святые – это люди, стяжавшие особую благодать,
очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т.
е. прославление святого всей церковью, то обязательно
пишется его образ.
На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников,
святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных,
бессеребренников, благоверных и др.
|
|
Святые праотцы – первые праведники в человеческой
истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими
тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают
с ковчегом в руках.
Святые пророки
К пророкам
относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа
предсказывали грядущие события и в особенности появление
обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно
присутствует изображение нимба как символа святости
и особого избранничества Божия; на головах – пророческие
шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой
головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов
их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах
некоторых милоть – накидка из овчины (рис. 1). |
Святые апостолы –
правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом
во все концы земли (рис. 2). Их традиционно изображают
со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг
голов; одежда апостолов – хитон и гиматий. Апостол Петр
изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых
евангелистов всегда помещают на Царских Вратах. |
Равноапостольные
– святые, особенно прославившиеся обращением народов
в христианскую веру и жившие в последующие за первыми
апостолами времена. Отличия могут быть в изображении
одежды, которая характерна для их времени и народа.
Их также изображают с крестом в руках – символом крещения
и спасения от вечной смерти. |
Святые мученики
– святые, прославленные Церковью за мученическую смерть,
принятую за веру. Мученики
до новомучеников нашего времени – продолжатели апостольского
служения, и поэтому на их иконах присутствует крест
(рис. 3). В их иконографии активно используется красный
цвет как символ пролитой крови за веру.
Христиане, открыто исповедовавшие веру во Христа
и претерпевшие за это гонения, мучения и пытки, но
оставшиеся в живых, именуются исповедниками.
Начиная с 6 века, исповедниками называют святых, которые
особой праведностью своей жизни засвидетельствовали
христианскую веру.
Бессеребренники – целители, которые
лечили людей во славу Божию безвоздмезно. Характерной
деталью их иконографии является изображение
ящичка с лекарственными снадобьями.
|
Святители
– священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным
пастырским служением осуществляют промысел Божий о Церкви
как о Теле Христовом. На иконах святители изображаются
в богослужебном епископском облачении. На голове может
быть митра – особый головной убор, украшенный небольшими
иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый
венец Спасителя; саккос – верхняя одежда, знаменующая
багряницу Спасителя; на плечах – омофор – длинный лентообразный
плат, украшенный крестами, который является обязательной
частью облачения епископа, – без него он не имеет права
совершать богослужение. Святители изображаются с книгой
в левой руке; правая рука – в благославляющем жесте.
Фигуры их изображаются в полный рост и по пояс; оглавные
же встречаются крайне редко (рис. 4). |
Преподобные
– святые из монашествующих. Они изображаются в полный
рост и по пояс, в монашествующем облачении. Правая рука
– в именном благославляющем перстосложении; в левой
руке может быть развернутый или, чаще всего, скрученный
свиток. Характерная деталь иконографии преподобных –
четки – символ монашеского молитвенного подвига. Фоном
для икон этого типа зачастую служит панорамное изображение
обители, в которой подвизался святой. |
Стоящими
на столбах изображаются святые преподобные столпники,
избравшие для себя этот вид крайней аскезы. |
Блаженные
(юродивые). Внешнее безумие, соединенное с даром
предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым,
но позволяющее, не взирая на лица, обличать грешников
и призывать ко спасению через осознание собственного
несовершенства и покаяние. Блаженые на иконах изображаются
в том виде, в каком они совершали подвиг: обнаженными
или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах,
с веригами на плечах. Фоном иногда служит панорама города
или обители, где жил или подвизался святой (рис. 8). |
Святые праведники
– святые миряне, т. е. люди, жившие в миру, не имевшие
монашеского звания и не принявшие мученическую смерть
за Христа. Будучи семейными или одинокими людьми, они
удостоились святости за особо благочестивый и угодный
Богу образ жизни. На иконах праведных изображают в одеждах
той же эпохи, в которую они жили (рис. 9). Основными
элементами их иконографии служат: нимб, свиток, наименование
святого, вид местности, где жил святой. |
Благоверными
называют
святых мирян, которые имели княжеский титул или были
правителями и которые, пользуясь своим положением, защищали
и отстаивали Православную веру, а также своим личным
примером являли образец смирения, незлобливости и кротости
нрава. Их изображают или в царских ризах, или в воинских
доспехах (рис. 10). |
|