По клику мышкой
на изображении иконы открывается ее описание
По толкованию св. Максима Исповедника и св. патриарха Софрония
Иерусалимского,
«Храм есть образ мысленного и чувственного мира - человека
духовного и телесного.
Алтарь есть символ первого, средняя часть - символ второго.
В то же время обе эти части составляют нераздельное единство,
причем первая просвещает и питает вторую и последняя таким образом
становится чувственным выражением первой...
При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением
порядок вселенной.»
«Церковь представляет собой то что на земли, что на
небеси и что превыше небес. Притвор соответствует земле, церковь
небу, а святейший алтарь тому, что выше неба».
(св. Симеон Солунский)
В связи с этим толкованием символическое значение имеет и алтарная
преграда. Она уподобляется святыми Отцами границе двух миров
божественного и человеческого, мира постоянного и мира преходящего.
Будучи, с одной стороны, преградой отделяющей мир божественный от
мира человеческого, он в то же время объединяет оба эти мира
в одно целое в образе, отражающем такое состояние вселенной,
в котором преодолено всякое разделение, где осуществлено примирение
между Богом и тварью и в самой твари. Иконостас стал видимым символом
присутствия лиц Небесной Церкви, точнее – стройной совокупностью
символов-образов. Иконостас – граница между миром, видимым и невидимым,
явление святых и ангелов, явление небесных свидетелей, возвещающих
о том, что по ту строну плоти.
Иконостас показывает становление церкви во времени от Адама
до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом
преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских
врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного
события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает
все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.
На практике иконостас - более или менее сплошная, от северной
стены храма до южной, стена, на которой в определенном порядке устанавливаются
иконы, отделяющая алтарь от средней части церкви.
В иконостасе три двери. Центральные двери именуются Царскими
вратами, и не имеющим священного сана вход чрез них не дозволен.
Справа находятся южные врата, их еще иногда называют дьяконскими,
а слева - северные.
Иконостас был в церкви не всегда; в первые века алтарь был видим
всем молящимся и отделялся от них лишь решеткой. Сейчас Царские
врата также часто устраиваются решетчатыми, а сам иконостас редко
доходит до потолка. Это делается для того, чтобы возгласы священника
в алтаре были слышны во всем храме.
____________________________________________
Иконы Иисуса Христа Вседержителя и Божией Матери нижнего (местного)
яруса выполнены протодьяконом Флоровского монастыря о. Павлом Костогрызом.
Остальные иконы нижнего яруса и и коны верхнего яруса выполнены
иеродьяконом Григорием.
Он же расписывал нижнюю часть Храма и внешнюю
сторону колокольни.
Иконы праздничного яруса выполнены иконописцем Татьяной Бойко, супругой
о.Максима
Иконы Царских Врат
были выполнены прихожанином нашего Храма р.Б. Сергием, ст.научным
сотрудником музея Русского искусства.
|