 |
|
Празднование 5/18 февраля, открытие его
мощей —
9/21 сентября.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский (+ 1696), принадлежал
к дворянскому роду Углицких.
Он родился около 30-х годов XVII в. (мирское имя его остается
неизвестным) в семье священника Никиты от матери, по имени
Мария.
Благочестие, царившее в его доме, благотворно содействовало
духовному развитию мальчика, с юных лет он горел любовью
к Богу.
|
С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные
способности его раскрылись в Киево-Братской Богоявленской школе.
Эти высокие качества его души еще более развились под влиянием
благочестивых наставников. Упражняясь в чтении слова Божия и писаний
св. отцов и по ним устрояя свою жизнь, будущий святитель Феодосий
возрастал и совершенствовался духом, укреплялся в зрении истин
православной веры и в подвигах благочестия и своим прилежанием,
покорностью и благонравием обратил на себя внимание школьного
начальства.
В годы обучения окончательно выявилось призвание Феодосия к иноческому
подвигу: все свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию
и чтению Священного Писания. За эти же годы сложилось у него последовательное
православное богословское понимание веры, поскольку Киево-Братская
Богоявленская школа являлась в то время ведущим центром борьбы Православия
против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. Вскоре
после окончания школы будущий святитель принял иноческий постриг
в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий (в честь основателя лавры).
Этого подвижника он считал, наряду с Антонием Печерским, своим особым
небесным покровителем. Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном)
он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен
наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре молодой
инок, стремясь к уединению, покинул Киев и поселился в отдаленном
Крупицком Батуринском монастыре Черниговской епархии, славившемся
строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха.
В 1662 г. за свою духовную мудрость и строгую подвижническую
жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунском монастыре Киевской
епархии, а в 1664 г. — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого
монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках
униатов и была совершенно разорена.
Но святому Феодосию, благодаря своей энергии и настойчивости,
удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он
особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал
прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и
в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих.
Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен,
сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители,
на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения.
Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных
иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).
В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря
ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами
он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в
измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками
России.
20 сентября 1668 г. святому Феодосию пришлось давать объяснения
по этому делу.
17 ноября 1668 г. клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе
с другими игуменами получил прощение.
Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества
святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой
стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы
имя святого Феодосия было написано на небесах. Когда в 1679 году
преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии,
он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам
оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской
митрополии святой Феодосий принимал деятельное участие во многих
церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего
голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом
Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским,
был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя
были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства
было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной
Церковью.
В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского
Елецкого монастыря на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского).
С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в
Чернигов. Это назначение состоялось, главным обрезом, по желанию
преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться
над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот,
еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами,
был весьма беден и неустроен.
Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех
лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего
ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал
всемерное содействие преосвященному Лазарю во всех важных делах.
Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому патриарху
Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской метрополии
к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления
Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же патриарх не
удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года
был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало), будущий
митрополит Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве
представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать
патриарху ответное письмо и выяснить недоразумение. 11 сентября
1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа
в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось
мало сведений.
Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание
в пастве духа истинно христианского благочестия. Глубокая вера
в Промысл Божий, деятельное стремление к святости, искренняя
любовь к монашеским подвигам, всегдашняя заботливость о спасении
своей паствы, отеческое внимание и снисходительность к подчиненным,
суд справедливый и милостивый были отличительными чертами архипастырской
деятельности святителя Феодосия. Он ревностно заботился о созидании
храмов Божиих и об устроении иноческих обителей, дух его несказанно
радовался при виде благолепия этих мест славы Божией и спасения
ближних.
В самом начале его святительства по его благословению был создан
Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители
в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1694 году по его благословению был основан Любецкий скит в двух
верстах от Любеча;
в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм
в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный
храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы
Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря.
При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый
подъем в усилении иночества. Святитель уделял также большое внимание
духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства.
Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал
в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн
(Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии
помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных
школ. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные,
но и лица других исповеданий.
По преставлении преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 г.)
управление Черниговской епархией святителем Феодосием продолжалось
недолго. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов
наместника Брянского Свенского монастыря святого Иоанна (Максимовича)
и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого
монастыря.
В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника.
5 февраля 1696 г. святитель Феодосий скончался и был погребен
в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым
клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его
преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом
кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность
за чудесное исцеление от тяжкой болезни. С тех пор благоговейное
почитание святителя Феодосия становилось все распространеннее.
О необычной скромности святителя Феодосия, как особом благодатном
даровании, свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и
сокровенная помощь тем, кто возносил ему молитвы.
В 1895 году ввиду того, что в православном народе все более
и более возрастала и утверждалась уверенность в святости святителя
Феодосия через совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления,
Св. Синод нашел благовременным приступить к необходимым распоряжениям
для удостоверения о нетлении тела святителя Феодосия и о чудесных
действиях, совершающихся при гробе его над верующими. Ближайшее
обследование сего дела Св. Синод возложил на преосвященного Иоанникия,
митрополита Киевского, и местного епископа Антония, которые, присоединив
к себе викария Черниговской епархии епископа Питирима, ректора
Черниговской семинарии, члена Киевской Духовной Консистории протоиерея
Преображенского и двух протоиереев из местного соборного причта,
5 июля 1895 года прибыли в пещеру при Борисоглебском храме Черниговского
кафедрального собора и по совершении здесь панихиды по святителю
Феодосию произвели подробное освидетельствование гроба, одежд
и самого тела святителя Феодосия. Тело святителя благодатью Божией
сохранилось нетленным, несмотря на пребывание в течение двухсот
лет в пещере Борисоглебского храма, не отличающейся сухостью.
Независимо от сего, преосвященные Иоанникий и Антоний вместе с
другими означенными духовными лицами, пригласив лиц, испытавших
на себе или на своих сродниках чудесные исцеления заступлением
святителя Феодосия по молитвенном призывании благодатной его помощи
собрали от них под присягой показания о действительности совершившихся
над ними чудотворений. Таких событий было обследовано ими 49.
И в 1896 г. по определению Священного Синода святитель Феодосий
был причислен к лику святых, нетленное тело его было признано
святыми мощами, было положено составить ему особую службу, а
до времени составления отправлять ему службу общую святителям.
По материалам сайта http://www.saints.ru
|