Храм свт.Феодосия ЧерниговскогоХрам свт.Феодосия Черниговского
тел. (044) 451-07-41
 
День за днем
О смысле
Библиотека
Воскресная школа
Милосердие
Сервисы сайта
Главная >> Иконы Храма >> Иконостас >> Праздничный ярус >> Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»
Читайте также:

Празднование 8/21 сентября

 

Царица мира, Рождеством
Благослови начало Лета!
Сердца исполни торжеством,
А Души радостью и светом!

Мы, недостойные рабы,
К Тебе смиренно припадаем:
Избавь привратностей судьбы,
Покрый, ободри, Всеблагая!



Праздник установлен Церковью в IV веке, обстоятельства этого события сохранило нам Предание.
Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю).

Глинская Рождества Пресвятой Богородицы икона«Вся – чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу.»

Иоанн Дамаскин, Слово 1 на Рождество Пресвятой Богородицы

«Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату... И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит Писание: "Премудрость построила себе дом" (Притч.9:1), а всё сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!" (Песн.Песн.4:7)»

Святитель Димитрий Ростовский, Слово на Рождество Богородицы (Из "Житий святых")

«Она сумела до конца, без остатка стать Божией, отдать Богу Свою мысль и Свое сердце, Свою жизнь и Свое тело, отдать Себя Богу так, что в святости Ее Бог нашел место вселения; отдать Себя Ему так, что через Нее и благодаря Ей Спаситель родился в жизнь.

Божия Матерь сумела так слушать и совесть, и слово Божие, и глас Духа Святого, и Она стала для нас путем Божьего спасения. С какой благодарностью, благоговением и радостью мы можем о Ней думать! С какой благодарностью... Без Ее подвига и святости путь Богу в мир был бы так же заказан, как он заказан через нашу греховность.

Молитвами Богородицы да спасет нас Господь, и да приведет Она нас к Нему слушать, как Она умела слушать, веровать до конца, как Она сумела верить и стать до конца единой с Богом и мыслью, и сердцем, и волей, и жизнью. Аминь.»


В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна.
Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна.
От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.

И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал:

«Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех.
Через Нее получат благословение Божие и все земные народы.
Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал:

«Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать.
Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира.
Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот,
найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

«Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учители Церкви, - обожить, сделать причастником Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека - источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нём - с Богом.

Посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором.
Вот на постели - только что родившая Дочь женщина, по церковному преданию, Анна.
Рядом с нею - отец, Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение Новорожденной. Самое обыденное, ничем не замечательное событие.

Но так ли это?
Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа - это чудо всех чудес, чудо, именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца. Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот - дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.

Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого человека,
пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно,
мы не “помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир”.

Второе: мы знаем теперь, Чье рожденье, Чье пришествие мы празднуем.
Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно Этого Ребенка, Его судьбы, Его значения для нас и для всего мира.

И третье: мы празднуем и всё то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой. Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то определяющий смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок - Пречистая Дева и Всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нём.

В этот день Церковь празднует - с такой радостью и верой, - рожденье маленькой Девочки,
в Которой как бы сосредоточились добро, нравственная красота, совершенство,
которые составляют подлинную человеческую природу.

Ею, Этой рождающейся Девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа.
Вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.»

Протоиерей Александр Шмеман. Рождество Богородицы


Рождение Пресвятой Богородицы Марии
служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола, оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле.

В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.

Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле.

С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.

В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства.

Для склоняющихся к аду Она - мост жизни.
Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь.

Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и,
как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа.
От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово
и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом.

Стихи - 21.09.2007 Ольга Фурсова


Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
Рождество Богородицы | Храм святителя Феодосия Черниговского
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор - протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор - Елена Блайвас, Технический редактор - Александр Перехрестенко

Rambler's Top100
Посетителей на сайте: 10