 |
|
Празднование 8/21 сентября
|
Царица мира, Рождеством
Благослови начало Лета!
Сердца исполни торжеством,
А Души радостью и светом!
Мы, недостойные рабы,
К Тебе смиренно припадаем:
Избавь привратностей судьбы,
Покрый, ободри, Всеблагая!
Праздник установлен Церковью в IV веке, обстоятельства этого события
сохранило нам Предание.
Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный
год начинается 1 сентября (по старому стилю).
«Вся
– чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра,
вся – ближняя Богу.»
Иоанн Дамаскин, Слово 1 на Рождество Пресвятой
Богородицы
«Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить
с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей
– Пречистую Свою Матерь: ибо в обычае у царей, когда они хотят
придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания
палату... И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной
благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная
Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? Воистину
– премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит Писание:
"Премудрость построила себе дом" (Притч.9:1), а всё
сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику
Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему
создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата
для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого
и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца.
Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: "Вся ты
прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!" (Песн.Песн.4:7)»
Святитель Димитрий Ростовский, Слово на Рождество Богородицы (Из
"Житий святых")
«Она сумела до конца, без остатка стать Божией, отдать Богу Свою
мысль и Свое сердце, Свою жизнь и Свое тело, отдать Себя Богу
так, что в святости Ее Бог нашел место вселения; отдать Себя Ему
так, что через Нее и благодаря Ей Спаситель родился в жизнь.
Божия Матерь сумела так слушать и совесть, и слово Божие, и
глас Духа Святого, и Она стала для нас путем Божьего спасения.
С какой благодарностью, благоговением и радостью мы можем о
Ней думать! С какой благодарностью... Без Ее подвига и святости
путь Богу в мир был бы так же заказан, как он заказан через
нашу греховность.
Молитвами Богородицы да спасет нас Господь, и да приведет
Она нас к Нему слушать, как Она умела слушать, веровать до конца,
как Она сумела верить и стать до конца единой с Богом и мыслью,
и сердцем, и волей, и жизнью. Аминь.»
В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара
- Иоаким и Анна.
Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким
и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет
детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский
храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел
принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались
благословением Божиим.
Жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме
отказался принять их дары из-за бездетности, что муж ее, скорбя
и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад,
села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув
на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо,
в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а
у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна.
От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.
И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал:
«Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех.
Через Нее получат благословение Божие и все земные народы.
Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал:
«Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе
Свою благодать.
Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью
для всего мира.
Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим,
и там, у Золотых ворот,
найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно
отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он
увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об
ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала
о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме,
супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая.
Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения,
наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля.
По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы,
получил благословение первосвященника, священников и всех людей
за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в
своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
«Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным,
или, как говорят учители Церкви, - обожить, сделать причастником
Божества. Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной
природе, о подлинном призвании человека - источник благодарного,
любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нём
- с Богом.
Посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным
нашим взором.
Вот на постели - только что родившая Дочь женщина, по церковному
преданию, Анна.
Рядом с нею - отец, Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают
первое омовение Новорожденной. Самое обыденное, ничем не замечательное
событие.
Но так ли это?
Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что
рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа - это чудо
всех чудес, чудо, именно разрывающее обыденность, ибо тут начало,
у которого уже нет и не будет конца. Начало единственной, неповторимой
человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении
которой как бы заново творится мир, и вот - дарится, дается этому
новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.
Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие
в мир самого человека,
пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается
оно,
мы не “помним уже скорби из-за радости, что родился человек в
мир”.
Второе: мы знаем теперь, Чье рожденье, Чье пришествие мы празднуем.
Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно Этого Ребенка,
Его судьбы, Его значения для нас и для всего мира.
И третье: мы празднуем и всё то и всех тех, которые как бы подготовили
Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой. Вот в наши дни
много говорят о наследственности, придавая ей какой-то определяющий
смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько
веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и
небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный
и благоуханный цветок - Пречистая Дева и Всесвятая Мать! И потому
это также и праздник самого человечества, веры в него, радости
о нём.
В этот день Церковь празднует - с такой радостью и верой, - рожденье
маленькой Девочки,
в Которой как бы сосредоточились добро, нравственная красота,
совершенство,
которые составляют подлинную человеческую природу.
Ею, Этой рождающейся Девочкой, и в Ней встречает мир идущего к
нему Христа.
Вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.»
Протоиерей Александр Шмеман. Рождество Богородицы
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления
на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно ознаменовало наступление
времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования
Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола, оно означало
приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших
над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения
и вечной жизни на земле.
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех
родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу
о нем.
Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной
к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя
Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла
сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле.
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы
церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об
участии Богоматери в восстановлении человеческого рода
из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается
мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует
пред Ним о даровании людям первого блаженства.
Для склоняющихся к аду Она - мост жизни.
Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь.
Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и,
как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа.
От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово
и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное
земным отцом.
Стихи - 21.09.2007 Ольга Фурсова
|