 |
|
Празднование 21 ноября / 4 декабря
|
«Есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то
внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна.
Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически
в древнем Иерусалиме действительно случилось это событие, едва
ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более
важное о Божией Матери... Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая
той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать,
лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение
благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно
во Святая Святых - не вещественное Святая Святых храма, а в ту
глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.
И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова,
которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму
и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением
и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери;
научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога...
Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку
с такими словами...
Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение
этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не
тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым
сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться
на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица
посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.
Да, в день этого праздника действительно совершается для нас
явление этого дивного события, начало этого возрастания, но
также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда
нас зовет Господь: во Святое Святых. Да - мы осквернены; да
- наши умы отуманены; да - наши сердца нечисты; да - наша жизнь
порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое
может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить
нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли
войти во Святая Святых»
Митрополит Антоний Сурожский.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: кто может войти во Святая
Святых?
Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена,
называли вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал
первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было
Ковчега Завета, главной святыни иудеев, - она исчезла.
Пророки предрекали этому второму храму славу большую, чем была
у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого
вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего
не происходило, Святое Святых, место где некогда хранился «Ковчег
Завета» пребывало пустым.
Здесь, как и во многих других случаях, мы имеем дело не столько
с историческим фактом, сколько с образным, символическим осмыслением
событий. Вот что говорят об этом отцы Церкви. То, что Святое
Святых в это время не имело Ковчега Завета с его священными
принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего
этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений
дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала
Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного
замысла.
Удивительно, что родители Марии - святые Иоаким и Анна, были
настолько сильны в борьбе с эгоизмом, что не сомневаясь исполнили
обет и посвятили столько долгожданного ребенка Богу.
Храм продолжал оставаться центром всей духовной жизни израильского
народа. Кроме священников и других служителей при храме жили
назореи - мужчины и женщины, давшие обет служения Богу. Они
воздерживались от употребления опьяняющих напитков, не стригли
волос, выполняли посильную работу в храме и получали необходимое
пропитание. Обыкновенно назорейство принималось добровольно
по разным побуждениям и продолжалось какое-то заранее определенное
время.
По прошествии же срока обета назореи приносили жертву Богу,
стригли волосы и возвращались в свои семейства. Но иногда обет
назорейства давали родители за своих детей, особенно если эти
дети были долгожданные и о появлении их на свет горячо молились.
Так было и с Девой Марией. Она была обещана, посвящена Богу
еще до Своего рождения. Она едва научилась говорить, была слишком
мала для глубокого понимания предметов веры, но в ней была неподдельная
тяга к пребыванию в храме с Богом. По выражению святых отцов
Церкви, Богоотроковица «младенчествовала плотью, но была совершенна
душою», «трилетствовала телом и многолетствовала духом». По
тому-то святые родители, несмотря на то, что Мария была вымоленным
ребенком, отдали ее в Храм в три года.
Предание повествует, что в Назарете к обряду посвящения приглашены
были все родственники и знакомые родителей Богородицы. Торжественно
украшенная процессия, сопровождавшая девочку Марию, двинулась
из Назарета в Иерусалим: впереди шествовали с зажженными свечами,
напоминая великолепный звездный круг, юные девушки, поющие псалмы
Давида, за ними Иоаким и Анна, которые вели за руки свою Дочь.
Замыкали процессию родные и знакомые.
Три дня с краткими остановками для отдыха двигалось это торжественное
шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма.
Навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником
Захарией. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней.
Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице.
Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами:
«Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке.
Войди в Господню Церковь - радость и веселие мира». Как только
Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она
быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем
первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое
святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник
с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме
дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились
домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц,
находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного
Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа
Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные
на служение Богу.
«Пречистый храм Спасов сегодня вводится в Дом Господень», и
в этом введении раскрывается как бы главный смысл ветхозаветного
храма и совершается его преодоление - введение во храм знаменует
завершение Иерусалимского храма как места обитания Бога.
В пустующее Святое Святых храма, главного священного центра
религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится
Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность
Богу - плод усердного стремления к святости поколений еврейских
праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится
источником спасения и соединения людей с Богом.
Наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во
Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение
во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает
историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания
Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет
причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма:
…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась
Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью
духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального
Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне
помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как
и было, послужить к обогащению и к премирному украшению.
|