 |
|
Празднование 2 /15 февраля
Святитель Феофан Затворник
|
«Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне!
Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и
другую сторону его — Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица;
невдали — Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница.
Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и
из Него пьют духовную сладость, питающую души их.
Можете судить,
как велико было блаженство сих душ!..
Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению
сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что
все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми
силами своего духа.
И вот, когда достигнем мы сего состояния,
тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали
в Сретении Господнем.
Те были блаженны — видевше; мы же будем
блаженны — не видевше, но веровавше.
Приложите внимание.
Я коротко
укажу вам, как сего достигнуть.
— Вот что сделайте и делайте.
1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без
покаяния ничего сделать нельзя.
Чего бы кто ни искал, начало всему
да будет покаяние.
Как без фундамента нельзя строить дома и как,
не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без
покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях,
что б вы ни сделали без него, все — всуе.
Так, прежде всего покайтесь,
то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное.
Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение
Господу и первое вступление на сей путь.
2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте
для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас
шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем
внимании Господь и Спаситель наш.
Такой порядок сам собою устроится
в вас, если:
а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и
Спасителя, делать ради Христа.
Тут разумеются не одни большие
дела, а всякое вообще действие.
Ибо смотрение и слышание, молчание
и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой
— все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем
Всесвятым.
Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо
делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете
сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои.
Сие исполнить
и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом:
б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные
— и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими
исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без
суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца.
Как содержание
каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение,
то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа
в сочувствиях и услаждениях своего сердца.
Если затем:
в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний
о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением
о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами
увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не
носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию
вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.
3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия
суть только приготовительные.
На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее.
Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом
тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых,
осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или
устремления ко Господу, именно:
- под трудом посвящения всех дел
Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души
единственно к Господу;
- под исполнением всех молитвословий или
участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие
только ко Господу и Господнему;
- под чтением и слышанием Писаний
о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания
ума нашего к единому Господу.
Те труды суть возделывание поля, а сии стремления — восход посеянного;
те — ствол и ветви, а сии — цвет и плод.
Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух
наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко
Господу.
И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим,
то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех
пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть
начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который
есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют
вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением
пред Господом, непрестанною молитвою — предмет трудов, желаний и
исканий всех святых Божиих.
Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение
Господне.
Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его
слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ,
или способ простее сложенный.
Вот он!
Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи
неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума,
всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли.
Устроившись так, скоро сретишь Господа.
Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного.
Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения
Господа, уже нет никакой возможности.
Молитва Иисусова:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя
— сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама
по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу!
— Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5, 8).
Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол.
3, 1, 3). —
Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и
обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея
никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий.
Аминь.»
1861
г.
|