 |
|
Митрополит Антоний
Сурожский
Одну из пасхальных икон, которая по-русски называется "Сошествие
во ад", по-английски мы называем "Попрание ада,
победа над адом".
|
На этой иконе мы видим находящихся глубоко под землей, вдали от
близких, вне мира человеческой любви и общения, тех, которые умерли
и стали пленниками отчуждения — взаимного отчуждения и отчуждения
от Бога.
Но посреди них мы видим и Самого Господа Иисуса Христа, за руку
воздвигающего Адама и Еву — и в их лице все человечество, выводящего
их из отчужденности, из одиночества, из мрака в свет, в Царство
вечной любви, в Царство, которое Крестом завоевал для нас Христос.
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается
на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого
Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки
боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе.
И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не
только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак
сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение,
подавая новую силу, принося радость спасения... Какое это диво
— стоять перед Живым Богом, и как те, которые, умерев, встретили
Господа Иисуса Христа, стоять лицом к лицу с Ним и от смерти возвращаться
к жизни. Какое диво, что нам это дано!
Лазарь умер; Лазарь прошел через узкие врата смерти, тело его
подверглось разложению, душа его сошла в область Божия осуждения.
И внезапно достиг до него голос, голос творческого Слова Божия,
без Которого ничего не стало из того, что есть: Лазарь, гряди
вон/Гряди вон из смерти, прочь из тления, выйди из могилы и вступи
снова в жизнь: во временную, преходящую жизнь земли как свидетель
воскресения более существенного, более значительного, чем воскресение
тела: воскресения души, которая познала мрак смерти и прошла через
него.
Все мы в разные минуты жизни стоим перед судом Божиим; все мы
подчас чуем, что нет вечной жизни в нас, что живем мы преходящей,
недолговечной жизнью, и единственная возможность нам ожить — это
жизнью Самого Бога, изливающейся в нас, и бьющей из нас ключом.
Если только мы обернемся к Богу, если только мы откроем Ему эти
глубокие и пугающие нас бездны нашего ада, его мрачные закоулки,
то туда приходит Сам Бог, жизнь вторгается в самую смерть и мы
оживаем новой жизнью — жизнью иной, жизнью воскресшего Христа,
Который победил смерть, чтобы мы жили.
Будем же внимательны к своей жизни! Мы так часто закрываем глаза
на все, что мрачно, уродливо и неприглядно; если бы только у нас
было мужество распахнуть это уродство пред взором Божиим и сказать:
"Господи, приди! Низложи, победи этот ад!" — тогда сам
ад станет местом света, покаяние станет радостью, сокрушенность
сердца соединит нас с Богом. Дай нам Господь мужество, дай нам
Господь сознание нашей чести, сознание нашего величия, а также
сознание величия и святости Божиих, причастниками которых мы призваны
быть! Аминь.
9 мая 1982 г.
|