|
|
Празднование 6 августа /19 августа
|
Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной
твари.
Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной
в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный
свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его
покрывала, изливался на все, что окружало Христа.
Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в
Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении:
как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого
мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом
вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться
с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает
теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается
перед нами все величие, вся значительность не только человека,
но самого материального мира и неописуемых его возможностей –
не только земных и временных, но и вечных, Божественных.
И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван
воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять
в Царстве Божием, в вечности Господней...
И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто,
мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему
видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только
к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому
телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо...
Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано
когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять
этой славой.
И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать
это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую
Господь сотворил...
Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов,
мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри
пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой
человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим
безверием и предательством тлению, смерти и разрушению.
Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается
в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь,
зачаточно, поистине делается новой тварью.
Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без
остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все,
над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни
– все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие
будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться
на все, к чему мы прикасаемся...
Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны
ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее
и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво,
благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами
миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг
своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню.
Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский, 19
августа 1973 г.
|