|
|
Празднуется 14 /27
сентября
Митрополит Антоний Сурожский
|
С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся
сегодня перед Крестом Господним.
И вместе с этим мы празднуем победу
Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и
мир от Него...
Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании
тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором
умирал Господь.
В те далекие времена крест значил смерть преступника;
смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое
сознание; преступника, который людьми, народом, градом был извержен
вон, которому места не было среди людей, и путь его, через жестокую
смерть, лежал во дно адово.
Таким видели Спасителя предавшие Его
на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту,
глумившиеся над Ним в часы Его умирания;
Он был для них преступником,
который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти,
то есть исключения из среды живых.
Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой;
западные распятия нам показывают мучительную смерть человека,
но реальность сочетает и то и другое, являясь чем-то еще большим,
нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей
смертью своей любить, до победы Божией.
Христос перед Своим распятием
говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни – Я ее
Сам отдаю...
И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим,
что Христос был предан – нет, не предан!
Он Сам Себя отдал на
крестную смерть нашего ради спасения...
Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви,
это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на
смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали
в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался;
Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники,
по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном
итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что
я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли
Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас.
Потому
что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении,
Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного
умирания и смерти...
Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для
меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что
каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему –
вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.
И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге,
любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не
жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением
от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается
только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание
и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.
И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это,
и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное
знамение, относиться к тому, что оно значит для нас.
Когда мы
кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат
все темные силы, раз сразившиеся с Богом – крестом и побежденные
этим крестом.
Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут
и отходят от креста Господня.
Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как
бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним,
а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди
за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый
день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда
в руки Божии.
И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста
– знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как
умирал Господь.
И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что
крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе,
чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные
два пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому,
что мы верим во Христа – и Бога, и Человека, сошедшего на землю
и отдавшего Свою жизнь за нас.
Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание,
– поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись
к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь
Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной
– куда бы Я ни пошел...
Аминь.
Воздвижение Креста Господня
1989 г.
Сегодня мы празднуем обретение Животворящего Креста Господня.
Для нас Крест – знак Божией любви к нам. Мы знаем, что на кресте
был распят Господь. Мы знаем, что на нем Он умирал долгой, страдальческой,
человеческой смертью. Но чувство реальности смерти Богочеловека
редко пронизывает нас тем ужасом и трепетом, которые должны бы
всегда жить в наших душах.
Крест – это образ; однако было время, когда этот крест был мучительной
реальностью умирания Человека Иисуса из Назарета. Для нас крест
связан только с Ним и с тайной нашего спасения, но в то время
крест был “просто”, как ни страшно употребить такое слово, орудием
пытки и смерти. На крест пригвождались преступники, чтобы мучительной
смертью заплатить за зло, принесенное людям, и чтобы их страшная
смерть вселяла страх в жителей окрестных городов и деревень.
Крест был наказанием для преступников; и среди распинаемых оказался
Тот, Которого мы называем своим Господом, – Иисус Христос.
Суд
Синедриона и римского прокуратора признали Его достойным смерти
за преступления.
В чем же преступления Христа, за которые Он принял
муки?
Во-первых, образ Спасителя-Мессии, явленный людям Иисусом Христом,
оказался несовместимым с тем образом, который они выработали для
себя сами.
Истинный, живой Богочеловек разбился об идола, созданного людьми
из их представлений о том, каким Он должен быть.
Фальшивый образ
Мессии как будто восторжествовал над Богом, пришедшим во плоти.
Другим Его преступлением было Его учение о любви.
Оно вносило страх и ужас в каждую душу, не готовую погибнуть ради
благовестия, ибо Евангелие содержало страшную весть о том, что
Царство Божие не допускает в себя никакого себялюбия, что человек
должен отказаться от себя, чтобы жить только любовью к Богу, к
людям.
Ни тогда, ни теперь люди не могут этого принять легко,
потому что это значит убить в себе все себялюбивое и низменное.
Господь “преступил” против людей еще тем, что разочаровал их.
Они ожидали политического вождя, им нужна была только земная победа
над поработившей их Римской Империей, над чужой, ненавистной властью,
а Он предлагал им Евангелие: смирение и кротость.
Он призывал
их любить врагов, подобному тому, как Отец Небесный любит всякого
человека, и теперь, после Креста Господня, можем сказать: любит
крестной любовью, любит до пролития Своей Крови, до смерти Своего
Сына.
В то отдаленное от нас время, когда был найден Крест Господень,
все это было еще близкой реальностью, его можно было коснуться,
тронуть рукой.
Его дерево было еще конкретно, реально и жестко,
как суд и смерть.
Тогда он был принят с трепетом, ужасом и любовью
и был воздвигнут – поднят на высоту – Патриархом Иерусалимским,
чтобы все могли видеть древо крестное, на котором, как преступник,
по злой воле людей умер Царь мира и Спаситель всех,
Тот, Кого
Бог послал не судить, а спасти мир.
Вспомним и мы эту страшную, конкретную реальность креста и распятия,
и поклоняясь сегодня образу того Креста, перенесемся духом в те
страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал
победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола.
Ответим любовью на любовь – мало поклониться Древу, если мы останемся
чуждыми тому, ради чего принесена эта жертва.
Поклонимся Кресту.
Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Апостол
Павел говорит, что и за друга своего мало кто согласится отдать
жизнь, разве что за благодетеля (Рим. 5, 7), а Христос умер за
ненавидящих Его, за людей, которые способны, как и мы, пройти
мимо Его жертвы и не дрогнуть душой, не преломиться волей, не
перемениться до конца.
Обратим наш взор на Крест.
Сказано в Писании: Воззрят на Него, Егоже прободоша (Ин. 19, 37),
взглянут на Него те, которые пробили Его ноги, руки, ребро.
Таковы
мы, и если только Крест нас не обновит, то рано или поздно мы
станем перед Ним в ужасе, потому что нам придется ответить перед
своей совестью за то, что мы прошли мимо Крестной Божественной
Любви.
Аминь.
27 сентября 1981 г.
|