|
|
Празднование
памяти 18 / 31 октября,
день перенесения святых мощей его - 22 апреля/ 5 мая
|
Евангелист Лука был родом из сирийского города Антиохии и с юных
лет посвятил себя науке.
Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания
и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий
и египетский языки. Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим в то самое
время, когда Господь сеял там семена божественной истины. Лука сподобился
увидеть и услышать Спасителя.
Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской
притчи, как на добрую землю, и принесло плод сторичный. Принадлежа
к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука ходил
пред лицем Христа, своею проповедью уготовляя путь Ему и уверяя
людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия. Во время спасительных
страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада
Его, отторглись от Христа многие избранные Им ученики - Лука же
пребыл верным и скорбел душою об Учителе.
За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость,
о чем сам апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя
по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом,
Клеопою, шли в селение Еммаус, близ Иерусалима. В это время
приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были удержаны,
и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и
отчего так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали
о вольных страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя.
«А мы надеялись было, - продолжали они, - что Он есть Тот, который
должен избавить Израиля... Но и некоторые женщины из наших изумили
нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали,
что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив».
Тогда Господь ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем,
чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало
пострадать Христу и войти в славу Свою?»
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем
в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его
почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик
Христов, научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие
народы в веру Христову. Но в то время апостол еще не узнал божественного
Спутника.
И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой,
взяв хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них
глаза, и они узнали Его.
Но Иисус стал невидим.
Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в сердце Луки,
обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он
говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?»
И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и
рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего
Господа. Во время этого рассказа в горнице, где они собрались, явился
сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24, 13-49).
По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами
Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении
первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы,
кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие
в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию.
По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились
нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол
хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая
Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую
руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля
крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на
родину, к великой радости тамошних христиан. Не исключено, что
именно так возникла традиция разделения мощей.
В Антиохии Лука вступил в число сотрудников апостола Павла
и сделался участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом
проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам,
и был в Риме, как это видно из книги Деяний апостольских. Апостол
Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом,
возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал
как учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола,
он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице,
о чем писал оттуда Павел к Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою,
и время моего отшествия настало. Ибо Димас оставил меня, возлюбив
нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит
в Далматию; один Лука со мною». (2 Тим. 4, 6-10).
Быть может, Лука своим врачебным искусством облегчал болезни узника,
страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения
и другими телесными недугами.
После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла
Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции.
Уже в глубокой старости апостол Лука, принявший в продолжение
своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию,
прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству Христову,
обращая язычников в святую веру.
Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом
городе Фивах, устроил там церкви, поставил иереев и диаконов,
и, излечив многих как от телесных, так и душевных болезней.
Современный церковный историк, преподаватель Московской духовной
академии Алексей Светозарский отмечает, что инфоормации о жизни
святого Луки немного, так как систематически собирать сведения
об апостолах стал лишь в III веке учитель Церкви Ориген.
И это действительно так. Даже обстоятельства смерти святого Луки
доподлинно неизвестны. Местом его кончины называют Вифанию, Ефес,
Патары и Ахайю. Последнее указывается в его житии. В Ахайе были
обретены его мощи.
Григорий Богослов сообщает, что святой Лука принял мученическую
смерть, в возрасте восьмидесяти четырех лет, а Никифор Каллист
уточняет - апостола повесили на маслине. Но о том, как и почему
это произошло, история умалчивает.
Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по
смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного
искусства ниспосылал дождем на место, где упокоилось тело его,
целительный каллурий - лекарственную примочку от глазной болезни.
При гробе Луки, по молитвам угодника Божия, верующие получали
исцеления и от многих других болезней.
Во второй половине IV века греческий император Констанций,
сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола
Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой
честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо.
Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на
одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки,
усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь
он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как
мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в
церковь, сооруженную во имя святых апостолов.
Апостол Лука носит имя евангелиста, потому что им написано
в Риме, по вдохновению от Духа Святаго, Евангелие, заключающее
в себе все подробности земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол передал нам в Евангелии не только виденное и слышанное
им самим, но и то, что видели и слышали другие, ранее последовавшие
за Христом, иже, и сперва самовидцы...
Свое Евангелие Лука начинает повествованием о служении отца
Иоанна Предтечи, святого Захарии, одного из ветхозаветных священников,
которые обязаны были приносить в жертву Богу, между прочими
приношениями, и тельцов. Поэтому-то обыкновенно на иконах при
евангелисте Луке изображается телец.
Апостол Лука написал и книгу Деяний апостольских, в которой
подробно изобразил сошествие Святаго Духа на апостолов, их труды
и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих чрез проповедь
апостольскую и устройство первоначальной церкви Христовой на
земле, в особенности же подробно поведал о жизни и деяниях апостола
Павла.
Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал
образ Божией Матери, держащей на руках. Предвечного Младенца,
а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать,
угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ
свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня
и Моя да будет с сими иконами».
Евангелист Лука, рассказывает то же предание, написал на досках
и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Таким образом,
от апостола и евангелиста Луки, началось иконописание в мире.
В середине XII века одна из икон Божией Матери, приписываемых
апостолу Луке, была доставлена из Константинополя, где прежде
хранилась, в Киев. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир,
а в 1395 году, при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена
в Москву, после чего Тамерлан оставил намерение овладеть столицей
и ушел из России.
Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве
в Успенском соборе.
|